Автогражданская оборона
Статистика не подтверждает убыточности обязательного автострахования в Башкирии
Бизнес страховых компаний, работающих на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в Башкирии, является прибыльным, несмотря на уверения страховщиков в обратном. Согласно данным ЦБ, опубликованным Агентством страховых новостей, рентабельность ОСАГО в регионе в первом квартале составила 7%, а объем выплат страховых премий — 70% при уровне рентабельности 77%. Страховщики, тем временем, говорят, что статистика ЦБ не полная и не учитывает выплат, которых автовладельцы добились через суды. Но эксперты, подчеркивая, что 7% прибыли — неплохой показатель, полагают, что эти цифры могли быть большими, если бы страховые компании не отказывали в оформлении ОСАГО.
Агентство страховых новостей (АСН) со ссылкой на данные ЦБ РФ вчера опубликовало данные о сборах и выплатах по ОСАГО в РФ в первом квартале текущего года. Согласно статистике, отношение выплат страховщиков по страховым случаям к уровню сборов по ОСАГО в Башкирии сложилось немного хуже для страховых компаний, чем в среднем по РФ,— 70% против 65% в среднем по стране. Но в то же время этот вид страхования остается прибыльным (7%), рубежом убыточности эксперты называют уровень выплат по ОСАГО на уровне 77% к сборам. 20% сборов страховщики по закону должны направить на ведение дел, а 3% перечислить в гарантийный фонд Российского союза страховщиков.
Для сравнения: в 17 регионах выплаты превысили показатели сборов, а в Камчатском крае соотношение сборы-выплаты составило 179%.
В то же время ОСАГО в Башкирии, как следует из статистики ЦБ, действительно становится менее прибыльным бизнесом: по итогам 2013 года на выплаты приходилось 65% сборов по этому виду страхования.
По итогам квартала Башкирия заняла 2,3% российского рынка ОСАГО.
Сборы страховых компаний по ОСАГО составили 683,6 млн руб., выплаты 479,13 млн руб. По итогам 2013 года — 3,16 млрд и 2,06 млрд руб. соответственно. В тройку крупнейших страховщиков по году вошли Россгострах, собравший 1,67 млрд руб., СК МАКС со сборами 208,3 млн руб. и СГ «Уралсиб» со сборами 191,2 млн руб. На выплаты автовладельцам Росгосстрах направил за год 62,7% сборов, МАКС — 62,58%, «Уралсиб» — 59,47%.
Директор уфимского филиала Росгосстраха Юрий Шпизель уверяет, что статистика «очень плохая для компаний», в нее не вошли расходы по судам, включая потребительские штрафы и расходы страховщиков на ведение дела. В итоге «доход на этих операциях равен нулю приблизительно», отмечает господин Шпизель.
Руководитель департамента андеррайтинга СК МАКС Сергей Печников согласен, что «если расчеты произвести корректно, то финансовый результат не будет таким радужным, как его хотят представить». «В статистике, где выплаты за период просто делят на полученные взносы, не учтены будущие выплаты и резервы, которые должен сформировать страховщик по закону. Кроме того, в текущий период приходится выплачивать и по ранее заключенным договорам»,— отметил собеседник.
Заместитель главного редактора АСН Елена Пермякова признает, что «в силу особенностей взаимодействия судов и страховщиков судебные выплаты, как правило, если и попадают в отчетность, то с большим запозданием».
Отметим, что с начала года страховые компании в Башкирии в массовом порядке начали отказывать автовладельцам в заключении «чистого ОСАГО» под предлогом отсутствия бланков (см. „Ъ“ от 27 марта). Полисы выдавались только при условии покупки дополнительного вида страхования или вмешательства регуляторов (см. „Ъ“ от 28 мая).
В Госдуме РФ страховщики предлагают повысить тарифы ОСАГО на 20-40%. Одновременно федеральный парламент, готовящий поправки к закону об ОСАГО, закладывает и повышение лимита выплат — с 120 тыс. до 400 тыс. руб. по имуществу, с 160 тыс. до 500 тыс. руб. по жизни и здоровью потерпевшего в ДТП.
Независимый юрист в сфере автострахования Николай Костенко полагает, что в целом статистике можно верить. «В интересах страховщиков было включить в отчетность все выплаты по ОСАГО, в том числе по судам. 7% прибыли — это неплохой показатель. Кстати говоря, сборы за квартал могли быть и больше, если бы страховые компании не стали отказывать в оформлении ОСАГО. Впрочем, это сокращение сборов они компенсировали уменьшением выплат. Например, перенесли офисы по урегулированию споров за пределы Уфы, в отдаленные районы, куда не каждый автолюбитель поедет. Если же в отчетность не вошли выплаты по судам, то это просто бессмысленный набор цифр, по которому судить о рентабельности этого бизнеса невозможно».