КСП выступила за отмену сниженной ставки по налогу на прибыль

Контрольно-счетная палата края закончила оценку эффективности налоговых льгот, действующих в Прикамье. Напомним, с такой инициативой выступил депутата заксобрания края Алексей Бурнашов. Краевые парламентарии поддержали его и в марте поручили КСП провести аудит всех льгот, установленных в регионе.

Согласно отчету КСП (имеется в распоряжении «Ъ») в 2013 году действовало 19 налоговых льгот и преференций (две в отношении физических лиц, 17 – в отношении юрлиц). Выпадающие доходы (недопоступления) консолидированного бюджета края в 2011-2012 годах, по оценкам аудиторов, составили 34,8 млрд руб.: из них те, что установлены федеральным законодательством составляют 10,1 млрд руб. (29,2% от общей суммы), региональным законодательством – 24,5 млрд руб. (70,4%), местным законодательством – 87 млн руб. (0,2%). В связи с применением специальных налоговых режимов бюджет не получил 69,7 млн руб. (0,2%). Выпадающие доходы краевого бюджета в 2011-2012 года составили 33,8 млрд руб. При этом в связи с налоговыми льготами, установленными федеральными властями, недопоступления составили 9,4 млрд руб. (27,8% от общей суммы), а региональным законодательством – 24,4 млрд руб. (72,2%). Сниженная налоговая ставка по налогу на прибыль (так называемый проект «24-20») не принесла в бюджет края 19,7 млрд руб., а по налогу на имущество организаций – 4,6 млрд руб. Аудиторы посчитали, что за весь период действия проекта «24-20» и сниженной ставки по налогу на имущество, то есть с 2006 по 2013 годы, выпадающие доходы краевого бюджета 75,5 млрд руб. (16,2% от налоговых и неналоговых доходов бюджета за этот период). На налог на прибыль в этой сумме с учетом инфляции приходится 69,1 млрд руб., а на налог на имущество – 12,5 млрд руб.

В КСП считают, что провести оценку эффективности налоговых льгот и тем более принять решение об их отмене «практически невозможно», в частности, в связи с отсутствием на федеральном уровне единой методики. Правительством Пермского края, как отмечается в отчете, утверждена соответствующая методика, которая содержит критерии значений коэффициентов эффективности. Но, как считают в КСП, должны быть и какие-то другие дополнительные меры оценки. Так, аудиторы пишут, что край из-за сниженной ставки по налогу на прибыль теряет от 14 до 16% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Это в 1,3 раза больше, чем в пяти регионах России вместе взятых (Башкортастан, Татарстан, Самарская, Нижегородская и Самарская области). При этом данное налоговое послабление «не обеспечивает возможность занять региону лидирующие позиции среди «территорий-соседей» по показателям экономического развития». Также в КСП считают, что сниженная налоговая ставка по налогу на прибыль не решает задачи, которые установлены в программе социально-экономического развития (СЭР). Среди таковых повышение заинтересованности бизнеса в расширении границ производственной деятельности и выборе края как территории для ее ведения (п.3.3.1.): за восемь лет действия проекта за пределы региона выведено 18 центров прибыли, а появился в Прикамье только 1. Аудиторы также говорят, что льгота по налогу на прибыль нарушает принцип, установленный в программе СЭР, согласно которому всем потенциальным получателям предоставляются равные условия господдержки.

В итоге КСП заключает, что льгота по налогу на прибыль «не по карману» бюджету Пермского края и должна быть пересмотрена, с учетом выбора приоритетов в пользу поддержки ряда отраслей.

Дина Полина

Вся лента