"Таких проектов на планете еще не было"
Сергей Мельников беседует об электронной демократии с главой департамента информационных технологий правительства Москвы Артемом Ермолаевым
В Москве в ближайшем будущем обещают торжество электронной демократии — через форсированное внедрение системы "Активный гражданин". Что это такое и близок ли момент торжества, "Огоньку" рассказал министр правительства Москвы, глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев
— Судя по тому, как позиционируется новое приложение для смартфонов "Активный гражданин", вскоре москвичи смогут участвовать в управлении городом через свои мобильники. Звучит заманчиво, но как такое возможно? По крайней мере, технически.
— Сопоставимых по масштабу проектов на планете еще не было. В Москве меньшими категориями просто не мыслят. И я нисколько не шучу. Смысл "Активного гражданина" вроде бы прост: в каждой из отраслей власть будет принимать решения в зависимости от позиции населения. Теперь в Москве, по сути, стартуют еженедельные электронные опросы и референдумы. И коснутся они множества отраслей: транспорта, образования, здравоохранения, госуслуг, торговли... В Лондоне, например, такой проект был только по транспортной отрасли, где-то в Австралии по агропромышленному комплексу. О планах, сопоставимых с нашими, мне неизвестно.
— Как проводятся эти опросы и референдумы?
— Тем, кто установил приложение, задается прямой вопрос с вариантами ответов. Тематики вопросов разбиты на три уровня: общегородская, отраслевая и районная. Пример общегородской тематики из наших первых проб: вопрос о возврате "зимнего" времени. Чаще всего москвичи все-таки голосовали за возврат — в 37 процентах случаев. Недавний пример отраслевой тематики: Департамент торговли и услуг интересуется отношением к работе ярмарок выходного дня, к стационарной торговле. В зависимости от отношения москвичей принимаются соответствующие решения.
— Как вы мотивируете жителей столицы устанавливать приложение? Все-таки городские и районные проблемы интересуют далеко не каждого.
— Важная особенность "Активного гражданина" — возможность получения баллов, которые можно обменять на определенные блага. Игровая механика здесь не главное, главное — показать, что личная активность может влиять на те или иные действия власти. Тот, кто получит 1000 баллов, удостоится статуса "активный гражданин" и сможет эти баллы обменять на вполне реальные бонусы.
— Какие именно?
— Парковочные часы, поездки в метро, билеты в музеи и театры, аренда снаряжения в парках — вплоть до поездки на двухэтажном туристическом автобусе. Плюс будут сувениры, сейчас мы как раз занимаемся открытием интернет-магазина. Пока что передовые участники приложения набрали 200-250 баллов, к середине лета должны появиться первые тысячники.
— Сейчас "Активный гражданин" доступен только на платформах Apple и Android. Не останутся ли за бортом электронных референдумов пользователи Windows? Равно как и владельцы простых телефонов, и пенсионеры, которые с современной техникой не всегда близко дружат.
— Переживать не стоит: в течение месяца у "Активного гражданина" появится сайт, на который можно будет заходить и с ПК. В течение лета мы собираемся сделать работу приложения доступной офлайн, чтобы могли голосовать те, у кого нет смартфонов: пока думаем об использовании ресурсов многофункциональных центров и поликлиник, где есть инфоматы (электронное устройство, внешне напоминающее платежный терминал.— "О").
— Для чего нужна именно электронная коммуникация с жителями? Можно ведь спокойно проводить "бумажные" соцопросы и узнавать их мнения.
— Социологические опросы — вещь недешевая, да и вопросы задаются всем подряд, хотя многих граждан они в действительности не интересуют. Например, вопрос о том, выделять ли в детсадах места для детей приезжих. В сущности, тем, у кого нет маленьких детей, до этого вопроса дела нет. А посредством "Активного гражданина" действительно неравнодушные люди будут решать, что делать.
— Правильно ли я понимаю, что в новом приложении жители исключительно отвечают на вопросы власти, но не ставят их самостоятельно?
— Действительно, жители отвечают на поставленные вопросы. Это может быть как закрытый формат опроса, так и открытый, когда мы ждем от москвичей конкретных идей и предложений и намеренно не хотим ограничивать вариантами ответов.
— Скажите, а откуда появились те 100 тысяч москвичей, которые отвечали на первые вопросы "Активного гражданина"?
— Начну с предыстории. Мэр всегда ищет способы коммуникации с жителями, которые были бы оптимальны для обеих сторон. В ходе мозгового штурма возникло предложение общаться по e-mail. Началось все с поздравлений с Новым годом. Затем на 1,5 млн адресов разослали электронные письма с просьбой заполнить анкету. Эти адреса вместе с ФИО брались с портала государственных услуг и московского портала "Наш город". Удивительно, что анкету заполнили целых 300 тысяч пользователей! Тогда мы решили посылать по e-mail конкретные вопросы: первый был о том, какая тематика волнует жителей больше всего. Второй — о реконструкции Триумфальной площади и переименовании ВВЦ в ВДНХ. Мы получили около 400 тысяч ответов. 90,2 процента высказались за ВДНХ, вслед за этим последовало постановление правительства о переименовании. После удачного опыта общения с жителями без посредников мэр дал указание реализовать новый инструмент: "Активный гражданин".
— И кто же эти активные пользователи, которые выступили за возвращение ВДНХ? Аудитория проекта вам известна?
— Возрастная вилка — от 24 до 40 лет. 60 процентов, как это ни странно, мужчины. А странным это может показаться потому, что на московском портале госуслуг, откуда брались данные для первых "активных граждан", большинство составляют женщины. Это и понятно — в наших семьях именно на их плечах лежит получение справок, запись к врачам. Так устроен социум: быт обустраивают женщины, а глобальными вопросами заняты мужчины. Поэтому отчасти лестно, что "Активный гражданин" больше заинтересовал мужчин. Это значит, что проект не рассматривается москвичами как модный фетиш.
— Да, формат "электронное общение с жителями" часто в этом упрекают...
— Но сегодня это единственный способ работать с населением! Посмотрите, мобильный интернет охватывает от 40 до 45 процентов москвичей, интернет как таковой — от 67 до 73 процентов жителей от 14 до 70 лет, а компьютеры и мобильные телефоны есть почти у всех. Реально активных SIM-карт в Москве 10 млн 800 тысяч. И 40 процентов их владельцев уже участвует в транзакциях с городом! Кто-то паркует машину, кто-то получает SMS, во сколько ребенок пришел в школу, кто-то получает уведомление о штрафе и оплачивает его обратным SMS... По-другому сегодня нельзя.
— А как подтянуть тех, кто в силу возраста или ретроградства не хочет пользоваться интернетом и смартфонами? Чтобы электронные референдумы действительно касались всех и каждого.
— Мы задаем себе вопрос о том, как вовлечь старшее население в сферу IT. Один из выходов, как ни странно, это обучение школьников информационным технологиям. С 1 сентября в ряде школ 5-классники будут участвовать в проекте "Полезный интернет". Там будут учить не только элементарным пользовательским навыкам, но и тому, например, как настроить Wi-Fi дома. Предполагается, что обученные дети помогут своим родителям, которые часто не знают, как вести себя, когда интернет вдруг перестает работать. А бабушке ребенок может рассказать о том, что такое Skype. Возможно, со временем она и "Активным гражданином" воспользуется.