Smeshariki прижились в арбитражном суде
Ростовским предпринимателям предъявлены иски за незаконное использование товарного знака
Мультипликационный проект «Смешарики» в суде потребовал по 90 тыс. руб. с двоих ростовских индивидуальных предпринимателей за незаконное использование товарного знака. «Смешарики» утверждают, что бизнесмены в своих магазинах незаконно продавали детские игрушки, изображающие персонажей из одноименного мультсериала. Как показывает судебная практика, ответчикам придется заплатить компенсацию за реализацию контрафактного товара.
Компания Smeshariki GmbH (Германия) на прошлой неделе обратилась в арбитражный суд Ростовской области с требованием взыскать с двух местных индивидуальных предпринимателей по 90 тыс. руб. за незаконное использование товарного знака. Как сообщили „Ъ“ в суде, требование немецкой компании обоснуется тем, что в магазинах бизнесменов-ответчиков продавались детские игрушки, похожие на персонажей мультипликационного сериала «Смешарики» (является проектом Smeshariki GmbH).
Согласно картотеке Высшего арбитражного суда РФ, преследование российских предпринимателей немецкими «Смешариками» вот уже несколько лет носит массовый характер. На рассмотрении судов в различных регионах и сейчас находятся десятки подобных дел.
Арбитражным судом Ростовской области с начала 2012 года рассмотрено порядка 30 заявлений Smeshariki GmbH. Истец заявлял, что реализация «поддельных» игрушек ответчиками нанесла ему существенный ущерб в виде недополученных доходов из-за уменьшения покупательского спроса на лицензионные игрушки. Кроме того, немецкая компания предъявляла судебные претензии в случае продажи каких-либо товаров в виде персонажей мультсериала (например, денежных копилок) или использования стилизованного словесного обозначения «Смешарики». Размер заявленных компенсаций за незаконное использование товарного знака составлял от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб. Все дела закончились взысканием компенсаций в пользу Smeshariki GmbH — суд или удовлетворял ее требования в полном объеме или утверждал мировые соглашения, которое предполагали выплаты в сокращенном размере.
«Смешарики» — комплексный проект, центральное место в котором занимает одноименный мультипликационный сериал. По информации с официального сайта проекта, под брендом «Смешарики» продаются детские книги, журналы, игрушки, настольные и компьютерные игры, сувениры и многое другое — всего порядка 3 тыс. наименований продукции. 12 фирменных магазинов «Смешарики» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде и Казани. В перспективе количество магазинов на территории России планируется довести до 300.
Комментарий судебных разбирательств с индивидуальными предпринимателями в российском представительстве «Смешариков» вчера получить не удалось — указанный на сайте телефон PR-менеджера проекта Светланы Реммер в течение дня не отвечал.
По словам Сергея Радченко из адвокатского бюро «Юг», Smeshariki GmbH является правообладателем на образы из мультсериала, поэтому закон на ее стороне. При этом адвокат отмечает, что владельцу товарного знака удобнее преследовать именно розничных, а не оптовых продавцов или производителей поддельных «Смешариков». «Розничные продавцы на виду, а до оптовиков или производителей добраться трудно. Право зайти на закрытый склад имеют только сотрудники правоохранительных органов, а они неохотно берутся за такие дела из-за их незначительности»,— пояснил господин Радченко.
«Во избежание судебных тяжб продавцы детских игрушек должны требовать от производителей или оптовиков лицензионные договоры на использование товарного знака»,— советует заместитель начальника правового управления ТПП Ростовской области Юлия Кочура. «Очевидно, что действия Smeshariki GmbH направлены на то, чтобы „выключить“ конкурентов»,— сказал „Ъ“ общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Виктор Ермаков. При этом он удивлен тем, что за несколько лет судебной активности «Смешариков» от представителей малого бизнеса не поступило ни одного заявления с требованием защитить их от преследования со стороны немецкой компании.