Дважды освобожденный от должности
Нижегородский райсуд начал рассмотрение дела заместителя губернатора
Вчера Нижегородский райсуд приступил к основному рассмотрению дела по иску прокурора области к главе области Валерию Шанцеву и его заместителям Владимиру Иванову и Антону Аверину. Прокурор настаивает на увольнении господина Аверина, так как тот не уведомил губернатора о возможном конфликте интересов. Но в процессе выяснилось, что 2 июня указом губернатора полномочия Антона Аверина были прекращены в рамках отставки правительства области в связи с уходом Валерия Шанцева перед досрочными выборами. Кроме того, представители ответчиков привели множество доводов в пользу версии, что никакого конфликта интересов со стороны господина Аверина не было, а факт владения кипрским офшором Harena Trading Limited его бывшей тещей не доказан.
Вчера суд вышел в основной процесс по "делу Аверина". Напомним, иск прокурора области заявлен к Валерию Шанцеву с требованием уволить заместителя Антона Аверина за неуведомление губернатора о возможном конфликте интересов. Прокурор также просит признать незаконным бездействие Владимира Иванова, который, исполняя обязанности за Валерия Шанцева, отказал прокуратуре, отклонив кассационное представление об освобождении господина Аверина от должности "в связи с утратой доверия". По версии прокуратуры, Антон Аверин умышленно скрыл от главы региона сведения о том, что его теща Вера Тихонова была бенефициаром кипрской компании Harenа Trading, которая в свою очередь в 2011–2013 годах выступала учредителем ООО "Строймост", получавшем в 2008–2012 годах крупные государственные и муниципальные заказы. Сам Антон Аверин, по версии истца, как заместитель губернатора по строительству курировал эту сферу в органах власти.
Ко вчерашнему заседанию прокуратура уточнила иск. В связи с тем, что Валерий Шанцев досрочно ушел в отставку с прицелом на губернаторские выборы в сентябре, в заявлении он стал фигурировать как "врио губернатора", а его заместители Иванов и Аверин — с приставками "и.о.". В начале заседания суд отклонил повторное ходатайство адвоката Сергея Остроумова (представитель Антона Аверина) об истребовании оригинала запроса Генпрокуратуры РФ в минюст Кипра и подлинников ответов киприотского сержанта юстиции по бенефициарам Harenа Trading. Также суд отказался удалить из суда прессу. Впоследствии адвокат господина Аверина еще дважды заявлял это ходатайство, ссылаясь, что речь пойдет о личной жизни заместителя губернатора и его родных. Но судья Антон Симагин всякий раз отказывал в этом, разъясняя, что речь идет об иске, касающемся соблюдения чиновниками законодательства и служебного поведения.
Из выступления прокуроров следовало, что Антон Аверин с 2000-го по 2003 год работал директором и был учредителем ООО "Строймост", затем это общество через фирму "Стройтехнсаб" контролировала его жена, а потом учредителем стала кипрская компания тещи. В конце концов владельцем кипрского офшора Harenа Trading стала Лариса Старова, главный бухгалтер муниципального учреждения ГУММиД, которое на протяжении семи лет, до 2010 года, возглавлял Антон Аверин. По версии истца, скрыв бизнес тещи, он умышленно ввел в заблуждение как прокуратуру, где его опрашивали в 2012 году, так и губернатора, которого обязан был письменно уведомить. "Длительное сокрытие этих сведений свидетельствует о нечестности Аверина и наносит ущерб авторитету органов власти", — пояснил суду прокурор Дмитрий Козлов. Адвокат Сергей Остроумов настаивал, что его доверитель ничего не знал о существовании Harena Trading, а о том, что к ней якобы имеет отношение его бывшая теща, узнал только в марте этого года при опросе сотрудниками прокуратуры, которые ему это и сообщили. После чего Антон Аверин письменно уведомил об этом Валерия Шанцева, сославшись на информацию от прокурорских работников. "Чем подтверждается факт сокрытия информации? То, что Аверин знал об этом?" — спросил адвокат. "Ваш вопрос содержит изрядную долю лукавства. Аверин занимает высокую должность и обязан соблюдать нормы антикоррупционного законодательства. Он обязан был знать! Если он на такой должности не знает, чем занимаются его родственники, как он может отвечать за судьбу крупного региона?" — ответил прокурор Козлов.
Полина Бисина как представитель Валерия Шанцева и Владимира Иванова просила в иске прокурору отказать, доказывая, что понятие "конфликт интересов" относится только к госслужащим. А заместитель губернатора Аверин, по ее словам, замещает государственную должность, и в отношении таких лиц закон о противодействии коррупции не определяет ни само понятие, ни порядок информирования. "В Госдуму внесен пакет поправок о конфликте интересов в части лиц, замещающих госдолжность. Но пока они не приняты, и эти нормы не действуют", — добавила госпожа Бисина, приобщив также отрицательное решение законодательного собрания Нижегородской области по законопроекту прокурора, который в мае попытался ввести в региональное законодательство положения, касающиеся конфликта интересов среди высших должностных лиц региона.
Адвокат Сергей Остроумов свое выступление начал с того, что Антон Аверин — ненадлежащий ответчик по иску прокурора, так как не может уволить сам себя. Повторив доводы Полины Бисиной, адвокат заявил, что истец пытается ввести суд в заблуждение, "цитируя часть нормы", а требуя суд понудить губернатора уволить заместителя, прокурор «явно выходит за пределы своих полномочий». "Губернатор самостоятельно принимает решение об увольнении, а органы прокуратуры не могут подменять собой другие органы госвласти", — утверждал Сергей Остроумов, цитируя пункты устава Нижегородской области о том, что "никто не может присваивать власть". За своей тещей чиновник также следить не обязан, закон налагает на него обязанность собирать сведения о доходах и имуществе только супруги и несовершеннолетних детей. Никаких доказательств того, что Антон Аверин знал о бизнесе тещи, мог влиять на выбор подрядчика по госконтрактам или конкурсные комиссии, суду не представлено. "Он вообще этими вопросами не занимался", — добавил адвокат. Из его выступления следовало, что все властно-распорядительные функции есть только у областных министерств и их министров. "Нет ни одного доказательства, что бывшая теща Аверина являлась бенефициаром Harenа Trading", — заявил Сергей Остроумов и начал цитировать копии ответов Генпрокуратуре РФ из минюста Кипра, сопровождая их своими комментариями. Из речи адвоката следовало, что Вера Тихонова (так зовут бывшую тещу Антона Аверина —„Ъ“) якобы была бенефициаром другого офшора, "Викфорд Трэйдинг Корпорэйшн" из Панамы, который в свою очередь учредил Harenа Trading. Однако люди, управлявшие ими, не знали человека с таким именем, никогда ее не видели, и общение с Верой Тихоновой проходило по электронной почте, зарегистрированной на чужое имя. "Из письма полиции Лимасола невозможно ничего этого установить", — уверял адвокат, ссылаясь на противоречия в датах и безуспешно требуя оригинал запроса Генпрокуратуры.
Затем защита представила суду указ губернатора от 2 июня о том, что полномочия Антона Аверина в должности прекращены. "Сейчас Аверин не занимает никакой должности. Ни о каком его правовом статусе мы говорить не можем", — подчеркнул Сергей Остроумов, добавив, что в августе 2013 года Антона Аверина также освобождали от должности в связи с реорганизацией облправительства, и в данном контексте требования прокурора уволить уже уволенного непонятны.
Наконец адвокат опроверг доводы о том, что Антон Аверин живет в одной квартире с бывшей тещей на Большой Покровской. Он представил письменные объяснения господина Аверина и его бывшей жены, из которых следовало, что у бывшей тещи чиновник никогда не бывал, но они с женой зарегистрировались в ее квартире ради прописки на переходный период (старое жилье продали, а новый дом еще не был сдан), а потом просто забыли прописаться по своему фактическому адресу на улице Славянской. Прокурор Александр Евтюшкин, изучив эти письма, поймал адвоката на том, что Антон Аверин и Ольга Аверина дают пояснения про один и тот же адрес, хотя в прокуратуре чиновник под протокол показывал, что развелся и с женой давно не живет. "Ну что я могу сказать... Так бывает, что иногда они вместе проживают. Но совместного хозяйства не ведут", — заключил Сергей Остроумов. Стороны еще немного попикировались по поводу претендентов на госконтракты (конкуренцию "Строймосту" на конкурсах составлял крупный российский холдинг "Мостотрест", местным филиалом которого руководит отец чиновника Валерий Аверин — „Ъ“), и заседание суда на этом завершилось. Слушание дела продолжится сегодня.