"США столкнулись с возросшим уровнем негатива к власти и пытаются его купировать"
Секретная служба США будет отслеживать сарказм в соцсетях. Американские разведчики приобретут программное обеспечение, которое позволит отслеживать посты в Twitter, Facebook и других соцсетях, сообщает The Washington Post. Главный редактор журналов "Мир ПК" и DGL.ru Сергей Вильянов ответил на вопросы ведущих "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой и Максима Митченкова.
В заказе, размещенном на сайте госзакупок, уточняется, что программа должна анализировать большие объемы информации в социальных сетях и визуально представлять полученные результаты. Пресс-секретарь Секретной службы Эд Донован заявил, что такая технология позволит отслеживать наиболее важные проблемы, которые волнуют пользователей. По его словам, способность улавливать сарказм является лишь одной из 16 или 18 целей программы агентства.
Н.Ж.: Господин Вильянов, скажите, существуют сейчас программы, которые могут идентифицировать сарказм, отличать его от иронии, и вообще их контекста эмоции улавливать?
С.В.: Мне о таких программах неизвестно, просто потому, что сарказм, юмор, ирония — это все проявления так называемого интеллекта, которым человек пока отличается от компьютера. Поэтому, чтобы анализировать сарказм, необходимо иметь очень сильную культурологическую, историческую базу, благодаря которой мы начинаем понимать этот сарказм. Поэтому мне кажется, что это такая красивая идея. Красивая история, под которую, наверное, кто-то заработает хорошие деньги, но, боюсь, что в обозримом будущем это малоперспективно.
М.М.: То есть даже создание такой программы в принципе невозможно, да?
С.В.: На данный момент, нет. До тех пор, пока компьютер не научится сам шутить и изрекать сарказм, а он этого пока не умеет.
М.М.: Не только компьютер — не все люди умеют шутить и саркастически смеяться над кем-то.
С.В.: Да, даже у некоторых людей атрофировано чувство юмора, совершенно верно, а уже компьютеры — они очень серьезны.
Н.Ж.: А существуют вообще программы, которые хоть по каким-нибудь маркерам могут распознавать какой-то негатив, например, негативные отзывы о работе власти, там, американской, российской, какой угодно? Существует что-то подобное?
С.В.: По базе слов, да, есть ключевые слова, по которым собственно анализируются и телефонные разговоры, и переписка по электронной почте, публикации. Это некий набор слов, сочетаний, имеющий негативный оттенок. Соответственно таким способом только и можно.
М.М.: Я понимаю, что мы придираемся, конечно, к слову "сарказм", что можно и по-другому. Конечно, отслеживать весь негатив, есть и другие посты в социальных сетях и в специальных блогах. Но почему на этом сделали акцент именно США, как вы думаете?
С.В.: Знаете, есть серьезный ответ: то, что они столкнулись с сильно возросшим уровнем негатива по отношению к власти и пытаются как-то его купировать. А несерьезный ответ: наверное, просто у них действительно заканчивается экономический кризис, и как-то надо тратить прущие со всех сторон деньги.
М.М.: То есть все остальные способы распиливания бюджета уже исчерпаны, новый придумали, да?
С.В.: Мне кажется, да, это как раз история про Ходжу Насреддина, осла и эмира: можно разрабатывать до бесконечности, в процессе кто-нибудь да сдохнет, а деньги останутся.
М.М.: А вот оно еще, вот и раскрыли мы 18 остальных целей, которые тоже будут выполнены?
Н.Ж.: Может быть, речь идет о конкретном уже исполнителе этого заказа? Может, мы не знаем просто о существовании такой программы, которая научилась все-таки сарказм отслеживать?
М.М.: Ты имеешь в виду брата жены заместителя председателя секретной службы?
Н.Ж.: Что-то вроде того, да.
М.М.: Как вы думаете, Сергей?
С.В.: Американцы — тоже такие же люди, как и мы, поэтому у них тоже есть родственники, у которых есть сестры, жены, есть какие-то тайные подруги. Не исключу, не удивлюсь, очень может быть, действительно, что это просто проект для какого-то очень хорошего, красивого и приятного во всех отношениях человека.
Н.Ж.: Скажите, а вот что касается России: есть у нас какие-то программы, которые на что-то подобное направлены?
С.В.: Да, конечно.
Н.Ж.: Да? А кто ими пользуется, органы власти пользуются такими программами?
С.В.: Конечно. Есть система, которая анализирует точно так же публикации в интернете и телефонные разговоры, и много что она анализирует. У каждого крупного провайдера стоит специальное оборудование, чтобы могли прийти специальные люди и получить доступ к этим данным, у нас все примерно то же самое, в этом плане мы ничуть не отстаем от Соединенных Штатов Америки.
М.М.: Господин Вильянов, а мы все говорим про деньги, а цифры так и не называли, вообще насколько это затратная вещь? Потому что там же нужно проверять действительно огромное количество информации, и серверы нужны соответствующие, вот хотя бы порядок цифр, я не говорю, что точно, чтобы мы представляли.
С.В.: Ну, смотрите, если это делать по-настоящему, всерьез, это миллиарды, потому что это не только железо, но и огромные такие культурологические исследования. Здесь необходимо перевести огромные базы о людях, об их манере мышления, ходе мышления, об известных шутках, о литературных произведениях, это все необходимо оцифровать и сделать понятным компьютеру. Пока этого не будет сделано, ни о каком сарказме, ни о каком чувстве юмора речь идти не может совсем. Поэтому это миллиарды и многие годы.
Н.Ж.: Программы, я так понимаю, только часть работы выполняет какую-то первую, элементарную задачу, потом это все равно вручную пересчитывается, просматривается?
С.В.: Да-да-да. В итоге там все это будет анализировать некий живой человек или несколько живых людей.
Н.Ж.: Видимо, с хорошим чувством юмора.
М.М.: Они просто решили посмеяться над собой, чтобы программное обеспечение искало для них эти шутки, вот!
С.В.: Очень может быть.