«Проект Курокавы можно реализовать только в нескольких странах мира, обладающих исключительными технологическими возможностями»
Архитектор, заместитель генерального директора «ПИ АРЕНА» Дмитрий Буш
— Расскажите в деталях, каким был проект Курокавы?
— Концепция повторяла идею построенного по его же проекту футбольного стадиона в японском городе Тойота, но с некоторыми отличиями. Структурой стадиона была чаша, почти оторванная от земли и висящая на восьми протыкающих ее колоннах, соединенных с чашей стальными тросами. Над футбольным полем — раздвижная крыша прямоугольной формы, состоящая из десятков надуваемых воздухом подушек, которые, толкая друг друга по криволинейным рельсам, должны были заполнять отверстие над полем. При откачке воздуха подушки сползают к краям поля и открывают отверстие. Кроме этого лестницы для доступа зрителей на стадион были задуманы в виде подъемных трапов, как у межпланетного космического корабля: после входа зрителей трапы поднимались, перед выходом — опускались на землю. Футбольное поле, размещаемое на огромном металлическом корыте длиной 110 м и шириной 70 м, должно было на системе специальных колесиков по рельсам выкатываться за пределы стадиона для лучшей инсоляции газона поля и для возможности проведения концертов на бетонном основании поля. В целом концепция производила впечатление решительно футуристическое, но, наверное, в Японии была вполне реализуема.
— Что произошло потом? Почему проект был изменен?
— Конкурс был организован правительством Санкт-Петербурга и «Газпромом», который должен был косвенно профинансировать строительство стадиона путем перерегистрации ряда дочерних предприятий из Москвы в Санкт-Петербург с целью увеличения налоговых сборов ориентировочно на стоимость строительства стадиона. После окончания строительства планировалось передать стадион футбольному клубу «Зенит», спонсором которого является «Газпром». Первой ошибкой организаторов строительства стадиона можно считать выбор конкурсного проекта, который с огромным трудом и запредельными затратами можно было бы реализовать только в нескольких странах мира, обладающих исключительными технологическими возможностями. Второй ошибкой было назначение заказчиком стадиона не «Газпром» или ФК «Зенит», а Комитет по строительству Санкт-Петербурга, который, естественно, начал проводить собственную политику при проведении тендеров на проектирование и строительство стадиона, а также при организации проектных и строительных работ. Заказчик утвердил техзадание, не соответствующее требованиям FIFA, а затем провел тендер на генподрядчика с включением в объем его работ проектирования. Тендер выиграла специально организованная для этого фирма «Авант», выполнившая силами ряда привлеченных проектных организаций стадию «проект» и получившая положительное заключение экспертизы. В проекте сохранились все экзотические характеристики концепции Курокавы и полностью отсутствовали требования FIFA. После получения заключения экспертизы генподрядчик «Авант» получил около 5 млрд руб. в качестве аванса на строительство, но после этого генеральный директор «Аванта» погиб в автомобильной катастрофе. Деньги исчезли, «Авант» обанкротился. После этого заказчик провел новый тендер на строительство и выполнение рабочей документации, который выиграл «Трансстрой», приступивший к строительству.
В это время Россия подала заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки заявочной книги заявочный комитет с привлечением наших и иностранных специалистов проанализировал все строящиеся стадионы на предмет соответствия требованиям FIFA. В проекте стадиона «Зенит» было выявлено множество несоответствий этим требованиям по целому ряду параметров — вместимость, видимость, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т. д. Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко было принято решение о перепроектировании стадиона. Заказчик объявил тендер на перепроектирование, который выиграл «Моспроект-4». Мы внесли все перечисленные изменения в проект и кроме этого заменили форму и конструкцию раздвижной кровли на более надежную и простую систему — из передвигающихся по рельсам двух блоков, собранных из металлоконструкций. Форма чаши стадиона также изменилась из-за необходимости значительного увеличения площади зрительских фойе. Из значимых изменений необходимо упомянуть увеличение числа колонн ввиду увеличения площадей фойе. Все изменения были согласованы с проектным бюро Курокавы и получили два положительных заключения экспертизы.
— Проект «Зенит-Арена» считают беспрецедентно длительным и дорогим. По вашему мнению, этому есть объективные объяснения?
— Стоимость строительства стадиона «Зенит» действительно превышает большинство аналогов, но объясняется исключительно сложностью объекта. Формально «Зенит-Арена» является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения как соревнований по многим видам спорта, так и концертов при вместимости до 80 тыс. зрителей. Сроки строительства действительно запредельные: идет девятый год строительства. Объясняются эти сроки прежде всего уровнем профессионализма заказчика.
— Это обычная практика, что FIFA постоянно меняет требования к проекту стадиона? В Бразилии, например, которая скоро будет принимать чемпионат мира по футболу, с этой проблемой сталкивались?
— Изменения требований FIFA к стадионам происходят практически к каждому чемпионату. Увеличивается их вместимость, повышается комфортность основных групп помещений. Кроме этого растут требования к качеству телетрансляций матчей и ужесточаются вопросы безопасности спортсменов и зрителей. Бразилия при проектировании и строительстве стадионов выполняла все требования FIFA, за исключением одного случая, когда была незначительно сокращена вместимость стадиона, где планировалось проведение финала чемпионата мира.
— Чем отличается обычный стадион от стадиона, который строится к чемпионату мира по футболу?
— Стадионы бывают двух типов. Первый — легкоатлетический, на котором можно проводить соревнования и по легкой атлетике, и по футболу. Второй — футбольный, где можно играть только в футбол. Кроме этого определяющей является вместимость стадиона. Сейчас для игр в группах и четвертьфиналах FIFA установила этот показатель на уровне 45 тыс. зрителей, для полуфиналов — 66 тыс., для финала — 88 тыс. Сами принципы построения стадионов не слишком изменились со времен Древней Греции и Древнего Рима. Растут только требования к комфортности и безопасности.