Под копотью во ржи
In Rust We Trust
Вообще-то к тому, что вы здесь видите, больше подошла бы цитата не из Сэлинджера, а из Гессе, поставившего к роману "Степной волк" определение "Только для сумасшедших". Кто гений, а кто безумец - поди разбери. Но как ни посмотри, отрезание ушей, рисование черных квадратов - это всегда вызов. Несложно восхищаться плавными линиями и совершенными формами. Гораздо труднее проникнуться красотой мусорной кучи и не сойти при этом за сумасшедшего. В концепцию прогрессирующего безумия вписывается все что угодно, даже направления в автомобильном дизайне. К примеру, как сделать из автомобиля произведение искусства? Каждый решает этот вопрос по-своему. Кто-то наводит лоск, превращает автомобиль в выставочный экспонат, а кто-то наоборот считает, что чем хуже, тем лучше. Речь, разумеется, не о тех, кто "колхозит" свою ласточку по последней дворовой моде. Речь о таком сложном и противоречивом явлении, как rat look.
Рублевский бомж
Название rat look говорит само за себя. Это значит "выглядеть как крыса". Этих грызунов можно встретить на любой помойке или свалке. Машина "в образе" тоже выглядит как завсегдатай этих мест. Ржавчина, вмятины, следы от краски, грунтовка - таковы внешние признаки "автокрысы". Правда, не все то rat look, что сгнило. По правилам, ржавчина, патина и грунтовка выступают в качестве декора, и при общей запущенности взгляд таки улавливает тщательно выверенную гармонию. Но решающим условием является идеальное состояние внутренностей. Двигатель зачастую форсируется, подвеска занижается, устанавливаются литые диски большого радиуса в сочетании с низкопрофильной резиной. В противном случае можно было бы выдать за rat look даже продуваемую всеми ветрами соседскую "Волгу", к которой не притрагивались добрый десяток лет. Это скорее гламурный рублевский бомж из одной "народной передачи". Пиджачок с помойки, но сидит отлично.
Rat look разбавляет рутину безумием и показывает разницу между словами "быть" и "казаться".
"Крысы" вошли в моду в 70-80-е годы прошлого века. Немало этому поспособствовал кинематограф, а именно фильмы в апокалиптической стилистике а-ля "Безумный Макс". Первые проекты естественно вызвали недоумение, хотя со временем нашлись и поклонники. Получается почти как с сыром с плесенью - выглядит ужасно, пахнет еще хуже... но что-то в этом все-таки есть.
В качестве подопытного автомобиля подходит любой, но существуют и классические варианты. К примеру, в Штатах все началось с создания состаренных хот-родов на основе ретро-автомобилей 20-х годов. В Европе самым популярными автомобилями для кастомизации были и остаются творения VW во главе с Beetle. И это, прежде всего, связано с широким распространением изрядно потрепанных, но все же живых экземпляров.
Живые мертвецы
На Западе rat look - движение настолько популярное, что у этого течения уже успели появиться свои подвиды.
Кто-то считает, что rat look - это обязательно процесс естественного старения, а кто-то допускает искусственное состаривание и наращивание ржавчины в "правильных местах". Есть мнение, что в этом как раз кроется различие между, например, rat look и hoodride - направлением, выбравшим себе девизом: "Катайся на том автомобиле, который тебе нравится". Мол "крыса" берет естеством, а hoodride предполагает искусственное вмешательство.
Но, пожалуй, самым неоднозначным является направление nu rat. За основу берется новый автомобиль, зачастую премиум-сегмента, к которому как бы неожиданно пришла старость. Мощные и дорогие автомобили, выглядящие как зомби из голливудского ужастика, вызывают наибольший когнитивный диссонанс у публики. Здесь нет попытки прикрыться ложной скромностью или обмануть внешним видом. Здесь подают стопроцентный, неразбавленный шок.
Мощные и дорогие автомобили, выглядящие как зомби из голливудского ужастика, вызывают наибольший когнитивный диссонанс у публики.
Кстати, вопреки кажущейся непрезентабельности, появление rat-мобилей в общественных местах не возбраняется. Более того, внимание прохожих они ловят не хуже магнита, а для владельцев "крыс" только того и надо.
Рецепт для терпеливых
Сегодня любители художественной "ржи" встречаются почти повсеместно. Наибольший размах - конечно же, в США, в том числе потому, что на родине демократии и техосмотры не такие строгие. В Европе технические регламенты жестче. И тем не менее. Наибольшее количество адептов проживают в Великобритании, Нидерландах и Германии. В последнее десятилетие мода двинулась на восток и таки добралась до нашего отечества.
На российской почве местный колорит выражается, прежде всего, в выборе подопытного автомобиля. Помимо иномарок всех мастей попадаются представители родного, как это принято говорить, "тазостроения". Любопытно, что среди откровенного хлама встречаются и достаточно качественные экземпляры. Это тем более удивительно, что информации о том, как правильно культивировать ржавчину, не так много.
Существует несколько распространенных рецептов для начинающих "крысоводов". Например, вариант для терпеливых: нужно зачистить необходимый участок до металла и подождать, пока погода не сделает свое дело. Для тех, кому надо побыстрее собрать урожай, существуют специальные составы, наносящиеся на оголенный металл. Кто-то использует ортофосфорную кислоту, а кто-то лимонный сок, смешанный с солью в примерной пропорции 4:1. Один умелец даже натирал зашкуренный капот подсоленным пивом.
Мы, впрочем, этот рецепт не проверяли. И пиво используем по его прямому назначению.