Дороги ведут в Москву
Депутаты Саратовской областной думы готовят обращение к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву
Саратовская областная дума намерена обратиться к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой передать на федеральный уровень две трассы и мостовой переход у села Пристанное. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Чурикова, передача дорог позволит сократить затраты регионального бюджета и повысить качество покрытия этих трасс, но пока этот вопрос находится «в процессе решения». Эксперты отмечают, что растущая нагрузка на обсуждаемые трассы в скором времени может серьезно повлиять на состояние этих дорог.
В среду рабочая группа комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной думы обсудила вопрос передачи в федеральную собственность мостового перехода через Волгу у Пристанного и две дороги: участок объездной от трассы Сызрань — Саратов — Волгоград и участок трассы Энгельс — граница с Казахстаном. Общая протяженность перечисленных дорог — около 700 км.
Перед депутатами выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков, который рассказал, что Саратовская область находится на пересечении торговых и транспортных путей, связывающих Европу и Азию. Одной из основных дорог на этом направлении является трасса Энгельс — Ершов — Озинки — Казахстан, которая входит в состав автомагистрали АН61 Каши — граница Украины. Господин Чуриков напомнил, что губернатор Валерий Радаев два года назад обращался в Министерство транспорта РФ с просьбой передать дорогу на федеральный уровень, и тогда пришел ответ, что она в целом соответствует критериям включения в общероссийский реестр. В этом году область вновь обратилась в федеральные органы, были направлены письма депутатам Госдумы, полпреду в ПФО Михаилу Бабичу, сенатору от Саратовской области Людмиле Боковой. На настоящий момент регион готовит все необходимые документы, в ближайшее время господин Радаев должен встретиться с министром транспорта РФ Максимом Соколовым для составления дорожной карты.
По словам господина Чурикова, передача трассы на Озинки имеет стратегическое значение. «У федерального бюджета больше возможностей, чем у областного. Это позволит привести дороги в нормативное состояние в более короткий срок. Плохое качество дорог приводит к снижению транспортных грузовых перевозок, сдерживает формирование позитивных сдвигов в экономических отношениях между Казахстаном и Россией», — сказал он. Кроме того, затраты на обслуживание этих трасс будут исключены из статей областного бюджета: по словам чиновника, на содержание региональных дорог предусмотрено 2,8 млрд рублей, при этом 89 % объектов не соответствуют нормативам.
Депутат Александр Сидоренко заметил, что препятствием для передачи трассы Энгельс — Озинки может стать ее плохое техническое состояние. По его словам, в письме и. о. руководителя Росавтодора Григория Прокуронова говорится, что на приведение дороги в нормативное состояние и содержание потребуется более 3 млрд рублей в ближайшие три года, поэтому «принятие указанной автомобильной дороги в федеральную собственность возможно только после доведения ее параметров до нормативного состояния». Однако господин Чуриков сообщил, что, если будет поручение президента, будут достигнуты договоренности и понимание на федеральном уровне, на состояние трассы, которая соответствует критериям дороги федерального значения, могут закрыть глаза. «Это пока в процессе решения. Мы будем просить, чтобы у нас дорогу приняли без ремонта. Полную сумму мы не найдем, но самые трудные участки можем отремонтировать. Уже решено, что дорогу передадут, но это может затянуться», — сказал он.
В целом, депутаты решили, что идея правильная. К следующему заседанию думы будет подготовлен текст обращения к Дмитрию Медведеву.
О намерении передать несколько дорог в федеральное подчинение в областном правительстве говорят уже не первый год. В апреле прошлого года на заседании межведомственной комиссии в правительстве области было объявлено, что также на федерацию будут переданы трасса Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград и подъезд к Балаковской АЭС от федеральной автомобильной дороги Сызрань — Саратов — Волгоград.
Губернатор Валерий Радаев поднимал этот вопрос в своем обращении к населению и на правительственном часе в областной думе на прошлой неделе. Тогда он сообщил, что на содержание 700 км федеральных дорог регион получает 3 млрд рублей и неплохо бы передать еще 700 км. «Я два года бьюсь, чтобы передать дорогу в 300 км в Озинском районе, но ни на метр не продвинулся. 150 встреч было разных уровней», — сказал он и пригласил депутатов поехать с ним для решения этого вопроса.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Игорь Арнаутов отметил, что передача этих дорог на федеральный уровень снизит расходы местного бюджета на их содержание, а также даст возможность их полноценной реконструкции. «Учитывая то, что официальный ответ на обращение к председателю правительства уже поступил от замминистра транспорта РФ Сергея Белозерова о необходимости подготовки дополнительных документов, повторное рассмотрение обращения может не ограничиться этим годом. Растущая нагрузка направлений Энгельс — граница с Казахстаном и Сызрань — Волгоград в скором времени серьезно повлияет на состояние данных трасс из-за отсутствия средств в бюджете Саратовской области, дефицит бюджета которой в 2014 году составляет около 7,5 млрд рублей», — сказал он.