Искусственное одухотворение
В Воронеже стартует крупнейший культурный марафон Черноземья
Сегодня в Воронеже открывается четвертый международный Платоновский фестиваль. Прошлогодний рекорд — 15 тыс. проданных билетов — в этом году был побит за неделю до начала фестиваля: по данным на 3 июня, продано около 17 тыс. билетов, примерно 85% от всего количества. Возрос и бюджет фестиваля — с 34 млн руб. до почти 45 млн руб. При этом увеличилось число бесплатных мероприятий, добавлены программы world music и уличных театров. По словам директора фестиваля Михаила Бычкова, этот фестиваль — ответ на прошлогоднюю «желтуху», когда публика неоднозначно восприняла авангардную постановку «Педагогической поэмы» в исполнении эстонского Театра NO99.
По словам директора фестиваля, художественного руководителя Воронежского камерного театра Михаила Бычкова, выросли не только продажи, но и бюджет. Как поясняет управленец, «расходы растут» в связи с увеличением курса валют и числа событий фестиваля (примечательно, что по итогам прошлогоднего мероприятия господин Бычков заявлял о бессмысленности расширения программы и о работе над «совершенствованием ее содержания»). «Я подозреваю, что бюджет приблизится к 45 млн руб., но не могу ответственно эту цифру подтвердить, потому что все расходы еще, к сожалению, не подсчитаны», — добавил господин Бычков. Как и в прошлом году, бюджет складывается из трех примерно равных составляющих: финансирование от облправительства, продажа билетов и средства спонсоров, благотворителей. По оценкам директора фестиваля, крупнейшие взносы сделали Сбербанк России (5 млн руб.) и гражданское собрание «Лидер», объединившее всех крупных бизнесменов региона (3,5 млн руб.).
Вечером на площади Ленина, в центре города, состоится бесплатный спектакль «Танец человека и экскаватора». Кроме того, в Театре оперы и балета впервые за долгое время сольно выступит худрук и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев. В прошлом году он стал лауреатом Платоновской премии (ранее ее вручали прозаику Борису Екимову и режиссеру Льву Додину). В этом году ее — 500 тыс. руб. — присудили мультипликатору Александру Петрову, чей «Старик и море» по Хемингуэю в 2000-м получил премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм».
Напомним, что в прошлом году в рамках фестиваля состоялось 50 спектаклей и концертов, которые посетили около 19 тыс. зрителей. Кроме того, более 15 тыс. человек пришло на книжную ярмарку и бесплатные фестивальные мероприятия, свыше 5 тыс. побывало на выставках. Бюджет Платоновфеста-2013, как и в 2012 году, составил 34 млн руб. Бюджет первого фестиваля был немногим меньше — 30 млн руб., а выручка составила около 11 млн руб.
Эксперты называют фестиваль «большим и нужным событием для всего макрорегиона», а не только для Воронежа. По мнению известного искусствоведа Бронислава Табачникова, «во всех смыслах фестиваль — это фокусирование сознания публики на явлениях искусства»: любители театра, музыки и живописи расширяют свой кругозор; кроме того, в культуру вовлекаются новые слои населения. И действительно, аудитория фестиваля ежегодно возрастает: в 2013 году его посетили около 40 тыс. человек, что на 10 тыс. больше, чем в 2012 году. Господин Табачников выделил музыкальную программу: «В этом году выступают те, кто сегодня стоит на вершине исполнительского успеха и мастерства, на пике своей известности. И очень хорошо, что мы услышим подзабытого, но очень талантливого композитора Николая Мясковского». Театральный критик, профессор Воронежского госуниверситета Лев Кройчик считает, что фестиваль — «это встреча горожан с настоящим искусством, не только отечественным: огромное количество человек погружается в пространство настоящей культуры, а жанровое и стилистическое разнообразие коллективов дает повод для дискуссий, что очень хорошо».
Отметим, что впервые в программу Платоновского фестиваля были добавлены программы world music и уличных театров, что объясняется стремлением «развиваться в сторону открытого международного форума, на котором искусство представлено во всей полноте, во всем многообразии форм, жанров, включая поиски, эксперименты и бесценные образцы традиции». Сам Михаил Бычков признался, что этот фестиваль — ответ на прошлогоднюю «желтуху», когда публика неоднозначно восприняла авангардную постановку «Педагогической поэмы» в исполнении эстонского Театра NO99. Тогда часть зрителей покинули зал, возмутившись обнажением актеров на сцене и обилием эстонского мата, дословно переводившегося на русский в субтитрах, а затем была сорвана пресс-конференция. В то же время господин Бычков считает Воронеж «прекрасным цивилизованным молодым городом», который «вполне способен сегодня принимать настоящее разное, очень разное, не всегда привычное для нас мировое искусство».
Отмечая сложности с выбором дат (с учетом сессий и выпускных экзаменов) для проведения фестивальных мероприятий, эксперты, тем не менее, приветствуют бесплатный формат многих из них: это поможет охватить больше людей. «Я, профессор, завкафедрой, могу позволить себе сходить в театр, но шесть билетов для меня — это значительная часть месячного дохода. Бесплатные зрелища хороши не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения установления широкого диалога с аудиторией. Тем более что в толпе восприятие произведения искусства совсем другое, нежели в закрытом пространстве», — добавил Лев Кройчик.