«Агро-Белогорье» растет вглубь
Группа полностью перейдет на глубокую переработку мяса за счет нового завода
Группа компаний «Агро-Белогорье» к ноябрю 2015 года возведет в Яковлевском районе Белгородской области второй мясоперерабатывающий завод. Объем инвестиций в предприятие по глубокой переработке мяса мощностью 900 тыс. голов в год составит 2-2,5 млрд руб. Создание новых мощностей позволит компании полностью перейти от производства полутуш к выпуску готового продукта для потребителя. Эксперты оценивают этот шаг в целом позитивно, но считают «не совсем логичным» полный отказ от полутуш.
О предстоящем строительстве нового мясоперерабатывающего завода стало известно в ходе вчерашней пресс-конференции основного владельца и гендиректора группы Владимира Зотова. Как рассказали „Ъ“ в компании, новый завод будет располагаться в селе Крапивенские Дворы Яковлевского района — на одном участке с уже действующим с 2011 года предприятием убойной мощностью 1 млн голов в год и мощностью по глубокой переработке в 600 тыс. голов. По словам господина Зотова, на действующем заводе «уже забивается не 1 млн, а 1,5 млн голов», из которых 900 тыс. выпускаются в виде полутуш. «При этом рынок диктует необходимость ухода от полутуш: мы будем производить только индустриальный и потребительский продукт, — пояснил господин Зотов. — Мощность действующей линии по убою, рассчитанной на 250 голов в час, будет расширена до 320 голов с последующим увеличением до 450 голов в час — это будет одна из самых скоростных линий в России». Общий объем инвестиций в завод составит 2-2,5 млрд руб. Поставщиком оборудования выступит голландская компания MPS, уже поставляющая, по данным господина Зотова, системы убоя для «Мираторга» и «Черкизово». К строительству завода планируется приступить в текущем году, запустить предприятие — в ноябре 2015 года.
Группа «Агро-Белогорье» — один из крупнейших производителей свинины в РФ. По итогам 2013 года компания произвела, по данным Национального союза свиноводов, 148 тыс. т свинины в живом весе — третий показатель в России после «Мираторга» и «Черкизово». Основным владельцем считается депутат Белгородской облдумы Владимир Зотов. По собственным данным группы, она управляет 16 свинокомплексами, двумя комбикормовыми заводами, четырьмя зерновыми компаниями, молочной компанией, мясоперерабатывающим заводом, торговым домом и транспортным предприятием. Помимо этого, группа развивает альтернативную энергетику, а также заявляла о желании инвестировать в овощеводство и производство черной икры. Выручка группы за 2011 год составила 23,64 млрд руб., чистая прибыль — 2,2 млрд руб., более поздние финпоказатели не раскрываются.
Всего в Белгородской области, по данным Росстата, за январь-ноябрь 2013 года было произведено 19,6% российской свинины (626,3 тыс. т из 3,2 млн т в стране в целом). Производство свинины в регионе выросло на 150 тыс. т по сравнению с 2012 годом. При этом на темпы роста не повлияло уничтожение в прошлом году всего свинопоголовья региона ниже третьего компартмента (59 тыс. голов), причиной которого стало обнаружение 12 июля очага африканской чумы свиней в частном хозяйстве Красногвардейского района.
Примечательно, что основные конкуренты «Агро-Белогорья» также в последнее время ориентируются на выпуск готовых продуктов из свинины. В частности, агропромышленный холдинг «Мираторг» реализует проект по выпуску свинины в высокотехнологичной потребительской упаковке в Белгородской области. Согласно озвученным в сентябре 2013 года планам компании, производство будет расположено на базе Корочанского мясоперерабатывающего комплекса, проектная мощность которого составляет 290 тыс. т (3 млн голов) свинины в убойном весе в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 5 млрд руб. У другого крупного игрока, «Черкизово», действуют четыре мясоперерабатывающих предприятия разной мощности в Москве, Ульяновске, Пензе и Калининградской области. Они выпускают широкий ассортимент готовой продукции — в частности, колбасные изделия, сосиски и полуфабрикаты.
Эксперты в целом положительно оценивают стратегию «Агро-Белогорья» по переходу на выпуск продукции в потребительской упаковке, но говорят и о необходимости выпуска полутуш. «Однозначно оценить такую стратегию нельзя. С одной стороны, рынок действительно требует перехода на готовую продукцию. С другой — сторонним мясокомбинатам для производства продукции, которую само «Агро-Белогорье» не выпускает, все равно нужны будут полутуши, — пояснил аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Даниил Ходько. — Направлять все мощности на глубокую переработку, по моему мнению, не совсем логично».
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин также полагает, что переход на потребительскую упаковку — требование рынка: «Потребителям нужна свежая продукция, которую можно покупать небольшими порциями каждый день, а не полутуша. Благодаря упаковке мясо дольше хранится, оно удобнее для приготовления». «Однако если сейчас выпуск свинины в потребительской упаковке экономически выгоден, то иногда ситуация на рынке складывается все же в пользу выпуска полутуш. Поэтому отдавать все мощности под готовую продукцию, возможно, не совсем верно — в этом вопросе нужна гибкость», — отметил господин Юшин.