Beer House лишится вывесок
УФАС нашло в оформлении пивных ресторанов нарушение закона о рекламе
Санкт-Петербургское УФАС России признало незаконными информационные вывески и рекламные конструкции с изображением товарных знаков, под которыми реализуется пиво в сети ресторанов Beer House. Ведомство предписало снять ненадлежащую рекламу, напоминая, что нарушение карается административным наказанием в виде штрафа от 100 до 500 тыс. рублей. Игроки рынка считают, что гайки на рынке легальной алкогольной продукции все больше затягиваются, а подобные штрафы называют неадекватными.
По п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе" (38-ФЗ), реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. В ходе обследования наружной рекламы города на ее соответствие законодательству специалисты УФАС обнаружили информационные вывески сети пивных баров Beer House и рекламные конструкции с изображением товарных знаков, под которыми реализуется пиво (Newcastle, Kilkenny, Velvet и другие). Ведомство признало их незаконными и предписало рекламораспространителям ООО "Диадал", ООО "Ника+", ООО "Ника II", ООО "Победа", ООО "Рич", ООО "Триумф" и ООО "Фортуна" снять конструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ этот вид нарушения влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. рублей, напоминают в УФАС.
Заместитель генерального директора компании Beer House Максим Ткач поясняет, что данные юридические лица являются хозяйствующими субъектами сети на местах. Таким образом, УФАС намеревается оштрафовать 7 из 15 точек сети. Однако, по словам господина Ткача, руководство будет оспаривать решение ведомства в суде. "Если они докажут, что это реклама, а не оформление ресторана, мы, конечно заплатим", — говорит он, отказываясь давать более развернутый комментарий о том, как действия УФАС отразятся на деятельности ресторанов и потоке клиентов. Компания Beer House основана и развивается в Петербурге. По данным "Коммерсантъ-Картотеки", владельцами сети являются Егор и Алексей Петровы. Группа также развивает пицца-бары Street, вместе с пивными ресторанами владея 25 точками общественного питания.
По словам заместителя управления антимонопольной службы в Петербурге Петра Яковлева, выполнение предписания УФАС до рассмотрения административного нарушения может смягчить его результаты, однако само рассмотрение дела об административной ответственности считает неизбежным.
"Beer House входит в 8-10 крупнейших игроков петербургского рынка заведений, специализирующихся на реализации импортного пива, — считает совладелец группы компаний "Пивная карта" Алексей Буров. — Этот рынок в городе достаточно конкурентен". По его мнению, если руководство сети выполнит предписания УФАС и снимет вывески и информационные конструкции, это не нанесет сильного удара по узнаваемости бренда, так как у Beer House есть сформировавшийся трафик и лояльная аудитория. "Однако диалог можно вести спокойнее и эффективнее. Законодательство меняется достаточно быстро, и не все успевают к нему приспособиться. Требуемая же компенсация, если она применяется для каждой из семи точек, не совсем адекватна ситуации. Штрафы в таком размере ощутимы для любого малого и среднего бизнеса, и подобные прецеденты сильно снижают инвестиционную привлекательность города для предпринимателей", — заключает ресторатор.
По данным генерального директора НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, объем продаж пива по России в 2013 году был сопоставим с 2012 годом и равен 1 млрд декалитров, или $6,5 млрд в денежном выражении. В Петербурге было продано 17,5 млн декалитров, всего 45% от объема 2012 года, когда реализация составила 38,6 млн декалитров. Главными причинами снижения потребления пива стало повышение акцизов (18 руб. за литр в 2014 году по сравнению с 9 руб. в 2010 году), а также запрет на реализацию алкогольной продукции в местах нестационарной торговли (то есть в ларьках и павильонах) с 1 января 2013 года.
"В пересчете на абсолютный алкоголь в местах общественного питания реализуется всего три процента алкогольной продукции в РФ. И хотя HoReCa играет на руку ограничение на продажу алкоголя в ночное время, в ней продается максимум 10 процентов пива в нашем городе, остальную часть берут на себя ритейлеры. Менее крупные города таким показателем похвастаться не могут. Тогда как на Западе в кафе и ресторанах реализуется около 40 процентов всего объема алкоголя", — говорит господин Черниговский. Он предупреждает, что ограничения рекламы алкоголя вкупе с другими запретительными мерами в отношении алкогольной продукции будут способствовать снижению потребления легальной алкогольной продукции и в первую очередь пива.