ФАС не сбила цены на авиабилеты
Авиакомпании не спешат снижать их стоимость накануне вылета
Попытки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) изменить принципы ценообразования на авиабилеты пока не увенчались успехом. «Аэрофлот» оспорил предупреждение ведомства, требовавшего усовершенствовать систему продаж авиабилетов, снижая их стоимость накануне вылета. Другие крупные перевозчики также пока ограничились консультациями с ФАС и не изменили систему продаж. Тем не менее регулятор рассчитывает, что сможет воздействовать на перевозчиков, создав специальную систему мониторинга цен на билеты. Эксперты считают эту инициативу неубедительной.
Авиакомпании оспорили в суде предупреждение ФАС, в котором та потребовала изменить принципы ценообразования на авиабилеты, сообщил в четверг «РИА Новости» глава ведомства Игорь Артемьев. В суд подали две авиакомпании, рассказал он, не уточнив истцов и подробности исков. По его словам, до окончания разбирательства суд может наложить обеспечительные меры, которые помешают ФАС возбудить дела в отношении перевозчиков, отказавшихся выполнять требования службы.
В начале апреля регулятор потребовал от авиакомпаний за полтора месяца усовершенствовать систему продаж авиабилетов. Претензии выдвигались перевозчикам, «занимающим доминирующее положение на отдельных товарных рынках». В списке компаний оказались «Аэрофлот», его дочерние компании «Россия» и «Оренбургские авиалинии», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь» и ее дочерняя компания «Глобус». По мнению ФАС, компании навязали потребителям тарифы без учета динамики потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов. По мере приближения к дате вылета тарифы должны не только повышаться, но и снижаться, считают в ФАС, а отказ перевозчиков от ценовой конкуренции в день вылета существенно ограничивает конкуренцию и приводит к поддержанию высокой цены. Кроме того, это способствует замедлению темпов роста перевозок, полагают в ведомстве.
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил “Ъ”, что сейчас ведомство продолжает анализировать ситуацию и консультируется с перевозчиками. Но перед ФАС стоит «более глобальная задача», отметил он, обеспечить систему мониторинга цен на авиабилеты. В этой связи ФАС планирует провести конкурс по выбору компании, которая должна создать систему отслеживания стоимости авиабилетов с учетом сопоставимости индексов цен, дальности перевозок, предварительности продаж и т. д. С учетом этого будет определена экономическая обоснованность цен. Сейчас объявлен конкурс на разработку программы мониторинга.
На сайте Арбитражного суда Москвы с 19 мая находится только иск «Аэрофлота» к ФАС, он принят к производству, его рассмотрение состоится 17 июля. Представитель «Аэрофлота» пояснил “Ъ”, что подача иска — «чисто юридический вопрос». Поскольку ФАС выдала предписание и на письменные запросы перевозчика не ответила, то «Аэрофлот» принял решение обратиться в суд. В противном случае компании пришлось бы менять тарифную сетку, что сразу привело бы к колоссальным убыткам компании. «Трансаэро» заявило “Ъ”, что довело до сведения ФАС свою аргументированную позицию по данному вопросу и продолжает вести с ФАС конструктивный диалог. В «Сибири» (работает под брендом S7) и «Уральских авиалиниях» сообщили, что в установленные сроки также направили ответ ФАС со своим видением вопроса. В «ЮТэйр» сообщили, что активно сотрудничают с региональной и московской антимонопольными службами. Представители всех четырех компаний не подтвердили факт подачи иска к ФАС. Господин Артемьев затруднился оценить, сколько времени потребуется на судебные разбирательства. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний отметил, что если суд встанет на сторону ФАС, то ведомство сможет возбудить административные дела в отношении руководителей перевозчика. По словам главы ФАС, пока будут длиться судебные разбирательства, его ведомство намерено организовать широкое экспертное обсуждение политики ценообразования российских авиаперевозчиков, а также провести консультации по этому вопросу с Минтрансом. Кроме того, вопрос ценообразования на авиабилеты ФАС намерена вынести на рассмотрение правительственной комиссии по развитию конкуренции под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко отмечает, что предупреждение не имело юридической силы, поэтому остается неясным, что именно оспаривает «Аэрофлот». Эксперт напомнил, что в последние годы ФАС не удалось выиграть ни одного значимого аналогичного дела против авиакомпаний. Это говорит о том, что ФАС пытается найти несуществующие нарушения. В то же время инициатива по внесению концептуальных корректив в схему продаж билетов выглядит неубедительно. Системы отрабатывались многие десятилетия и доказали свою эффективность.