От ворот вертолет
Военная сделка с Пакистаном может рассорить Россию и Индию
Москва намерена возобновить военно-техническое сотрудничество с Пакистаном, свернутое после распада СССР, и поставить Исламабаду партию ударных вертолетов Ми-35. Самая крупная в постсоветской истории оружейная сделка с Пакистаном разблокирует сотрудничество в области безопасности с ключевой страной региона накануне вывода из Афганистана войск США и НАТО. Но цена стратегически важного для Москвы укрепления связей с Исламабадом может оказаться высокой. Источники "Ъ" в Дели предупреждают: оружейную сделку с Пакистаном негативно воспримет новое индийское правительство Нарендры Моди.
Появившиеся неофициально сведения о планах Москвы начать продажу военной техники Пакистану подтвердили сразу два официальных источника: госкорпорация Ростех и МИД РФ. "Решение принято. Мы ведем переговоры о поставке в эту страну вертолетов Ми-35",— сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов. "С пакистанскими партнерами ведутся переговоры о российском содействии укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциала Исламабада, в том числе посредством поставки партии вертолетов Ми-35",— пояснили в МИДе.
Как следует из сообщений Ростеха и МИДа, в переговорах с пакистанской стороной о продаже ей вертолетов Ми-35 (экспортный вариант Ми-24) нет ничего сенсационного, идущего вразрез с предыдущей политикой Москвы на оружейном рынке Южной Азии. "Вертолетная техника поставлялась в Пакистан и ранее, а само военно-техническое сотрудничество с этой страной берет начало с 1960-х годов",— напомнили в МИД РФ. А в Ростехе упрекнули СМИ в распространении "недостоверной информации о том, что Россия "сняла эмбарго" на поставки оружия в Пакистан". "Какого-либо эмбарго на военно-техническое сотрудничество РФ с Пакистаном не было",— говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.
Тем не менее, если сделка с Исламабадом по Ми-35 состоится, она станет поворотным моментом во всей российской политике на азиатском оружейном рынке, где находятся крупнейшие покупатели российских вооружений и военной техники, в том числе Китай и Индия. Несмотря на то что поставки российских вертолетов Пакистану со второй половины 90-х годов имели место, Москва поставляла Исламабаду вертолеты Ми-17, которые могут быть использованы в невоенных целях (в отличие от Ми-35, созданных для выполнения сугубо боевых задач).
Спор же о том, существовало ли эмбарго на военно-техническое сотрудничество Москвы с Пакистаном,— это вопрос о терминах. Никакого документа, юридически запрещающего продавать оружие Исламабаду, Россия не подписывала. Но в январе 1993 года во время первого официального визита в Дели президент Борис Ельцин заверил индийскую сторону, что Москва не будет поставлять оружие непримиримому сопернику Индии Пакистану. До сих пор это заявление оставалось для Дели неформальной гарантией, что невозобновление российского военного сотрудничества с Пакистаном останется одним из обязательных условий развития российско-индийского стратегического партнерства. Индийская сторона все это время давала понять, что РФ должна неукоснительно придерживаться принципа "ни одного патрона Пакистану" и торг здесь неуместен.
Однако в последние годы, по мере диверсификации Индией источников поставок вооружений и отхода от былой зависимости от советского и российского оружия за счет более активной покупки американских, французских и британских образцов, Москва все более настойчиво давала понять, что она тоже сохраняет за собой право диверсифицировать рынок сбыта. "Возможность расширения взаимодействия с другими странами Южной и Юго-Восточной Азии всегда оставалась в повестке дня, и Пакистан здесь не исключение",— говорят в Ростехе.
Помимо поиска Москвой новых заказчиков на продукцию ВПК необходимость разморозить ВТС с Исламабадом также продиктована меняющейся геополитической ситуацией в мире и регионе и в частности возрастающей ролью Пакистана. Предстоящий вывод из Афганистана контингента США и НАТО, угроза нового всплеска радикального исламизма и реставрации режима талибов делает Исламабад едва ли не ключевым игроком, от которого во многом будет зависеть ситуация с безопасностью в Центральной Азии и среднеазиатских республиках. Кроме того, стратегическое сближение Москвы с Пекином на фоне обострения отношений с Западом не может оставить в стороне Пакистан — ближайшего партнера КНР в Южной Азии. Ряд экспертов даже заговорили о возможности новой оси Россия--Китай--Пакистан как о противовесе азиатской политике президента США Барака Обамы.
Впрочем, внешне сильный ход Москвы может иметь и немалый побочный эффект для ее отношений с Индией, где в мае после парламентских выборов произошла смена правительства. "Индийская сторона восприняла новость о планируемой сделке с Пакистаном негативно. В Дели уже дали понять, что Москве в итоге придется выбирать, с кем ей развивать военное сотрудничество — с Индией или с Пакистаном",— сообщил "Ъ" источник в Дели, близкий к новому индийскому кабинету. "С военной точки зрения очевидно, что сделка по Ми-35 не сможет подорвать безопасность Индии, но важен прецедент,— пояснил "Ъ" независимый индийский эксперт Винай Шукла.— С точки зрения общественного мнения, новость о размораживании Москвой ВТС с Пакистаном, причем вскоре после прихода к власти правительства Нарендры Моди, воспринимается отрицательно. Те, кто рассуждал о чисто коммерческой стороне сделки, явно не учли геополитическую составляющую и те последствия, избежать которых не удастся".