"Даже без украинского кризиса отношения с НАТО будут достаточно натянутыми"
Россия не оставит без ответа усиление военного присутствия НАТО в Европе. Об этом заявил первый замминистра иностранных дел России Владимир Титов. Политолог, программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев ответил на вопросы ведущей "Комменрсантъ FM" Татьяны Ильиной.
По словам Владимира Титова, Москва воспринимает наращивание вооруженных сил Альянса вблизи границ России как демонстрацию враждебных намерений. Таким образом, НАТО нарушает Основополагающий акт об отношениях с Россией 1997 года. "Разумеется, мы не можем оставаться безучастными к милитаризации окружающих нас государств и будем вынуждены предпринимать все необходимые политические и военно-технические меры, чтобы надежно обеспечить нашу безопасность", — подчеркнул дипломат.
— Как вы расцениваете подобные заявления МИДа?
— Заявление МИДа вполне закономерно, особенно в свете целого ряда заявлений высокопоставленных чиновников НАТО и лидеров ряда западных государств о том, что планируется увеличение расходов военных с целью сдерживания военного потенциала России, в том числе, в контексте украинского кризиса.
— Но какие конкретные шаги Россия может предпринять? Будет ли она наращивать военный контингент, в свою очередь, вблизи западных границ?
— Вы знаете, я думаю, что Россия может предпринимать симметричные шаги. Пока наращивание военных потенциалов НАТО, в общем-то, не является крупным, речь идет о достаточно мелких шагах, и даже та помощь, которую недавно пообещал президент Обама своим восточно-европейским сообщникам, тоже не является внушительной. Поэтому пока эти шаги вполне могут укладываться в логику симметричных шагов. Но понятно, что если наращивание военных потенциалов будет серьезным, здесь могут возникнуть проблемы, потому что ресурсов у стран НАТО больше, чем у нашей страны.
— Как вам кажется, как долго все это будет продолжаться, вот это противостояние явное и скрытое, в каких условиях оно может быть прекращено?
— Напряженность будет сохраняться до тех пор, пока сохраняется вооруженный конфликт на Украине, пока идет на Украине гражданская война. И, в общем-то, основная дискуссия и основные споры, конфликты, сейчас связаны с украинским вопросом. Если ситуация на Украине пойдет на спад, то, возможно, произойдет деэскалация в отношениях и России и НАТО, хотя, конечно, уже инерция ухудшения отношений достаточно серьезна, и, в общем-то, даже без украинского кризиса отношения будут достаточно натянутыми.
— А Россия как будет вести себя в этой ситуации, скажите поконкретнее.
— Россия будет реагировать на все попытки наращивания сил НАТО, Россия будет болезненно реагировать, остро реагировать на заявления высокопоставленных чиновников НАТО, руководства стран-членов Альянса по увеличению военных расходов, военных потенциалов. Россия не будет оставлять эти заявление без ответа, на политическом уровне будут делаться симметричные заявления о том, что Россия воспринимает эти шаги как враждебные, Россия недовольна этим.
— То есть, в ближайшее время это все будет на словесном таком, дипломатическом уровне происходить?
— Вы знаете, я пока не вижу решимости со стороны, прежде всего, Запада серьезно наращивать военный потенциал, как-то на это сейчас нет достаточных ресурсов, но я не исключаю, что такие возможности появятся в будущем, и ситуация может в принципе ухудшиться.
— Ухудшиться она может при каком раскладе?
— Она может ухудшиться по нескольким причинам. Она может ухудшиться, если произойдет какое-то обострение непредвиденное на Украине, прежде всего, с этим сейчас связаны, как я уже сказал, основные проблемы в отношениях России и НАТО, если по тем или иным причинам потребуется, скажем так, вмешательство в решение украинского кризиса.