К НКО применили силу закона
Их начали принудительно заносить в реестр иностранных агентов
Вчера пять некоммерческих организаций (НКО) были принудительно включены в реестр иностранных агентов. Сделать это Минюсту позволили вступившие в силу поправки к закону о НКО. В списке агентов среди прочих оказались сразу два подразделения ассоциации в защиту прав избирателей "Голос", а также Костромской центр поддержки общественных инициатив, которых суд ранее уже обязывал зарегистрироваться в новом статусе.
Сообщение о том, что в реестр иностранных агентов включены сразу пять НКО, вчера опубликовано на сайте Минюста. Это ассоциация "Голос", ее региональный филиал, союз "Женщины Дона", некоммерческая научно-исследовательская организация "Центр социальной политики и гендерных исследований" и Костромской центр поддержки общественных инициатив. По словам представителей министерства, решение о включении НКО в реестр было принято на основании вступивших в силу 4 июня поправок к закону о НКО. Если раньше организации должны были самостоятельно менять статус, то теперь Минюст вправе включать НКО в реестр иностранных агентов принудительно. "В отношении этих организаций имеются вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие осуществление ими политической деятельности при наличии иностранных источников финансирования",— пояснили в ведомстве.
Так, ассоциация "Голос" стала первой НКО, признанной иностранным агентом. Ее деятельность впоследствии была приостановлена решением Минюста, однако организация отказалась регистрироваться в реестре. Как сообщал "Ъ" 10 апреля 2013 года, в рамках массовой проверки НКО сотрудники Минюста установили, что деятельность "Голоса" имеет признаки политической, так как НКО "лоббирует принятие нового Избирательного кодекса", а также получает зарубежное финансирование. Зарубежным грантом в ведомстве сочли премию имени Андрея Сахарова в размере €50 тыс., которую организации присудил Норвежский Хельсинкский комитет "за пропаганду демократических ценностей" в 2012 году. Отказавшись признать себя иностранным агентом, в итоге организация предпочла самоликвидироваться. НКО преобразовалась в общественное движение — этот формат не требует государственной регистрации в течение нескольких лет.
Что касается Костромского центра поддержки общественных инициатив, надзорные органы посчитали политической деятельностью организацию круглого стола с участием чиновников из Госдепа США (при этом участие в его подготовке принимали и сотрудники областной администрации).
Опрошенные "Ъ" представители НКО говорят, что с решением Минюста не согласны и будут обжаловать его. И "Голос", и Костромской центр поддержки общественных инициатив были созаявителями иска в Конституционный суд (КС) с требованием признать закон о НКО противоречащим Конституции. Как сообщал "Ъ" 20 января, в этом их поддержали и представители президентского Совета по правам человека. В итоге 9 апреля КС отказался удовлетворить требования истцов, но уточнил, что критику властей нельзя считать политической деятельностью, в связи с чем заявители вновь обратились в суды. "Мы воспользовались решением КС и обжаловали факт признания агентами в областном суде. Как можно принудительно включать кого-либо в реестр, если суд прямо подтвердил, что наши дела подлежат пересмотру?" — заявил "Ъ" председатель правления Костромского центра поддержки общественных инициатив Николай Сорокин. Заместитель главы движения "Голос" Григорий Мельконьянц, в свою очередь, пояснил, что решение Минюста никак не повлияет на его судьбу. "Это уже неработающие организации, поэтому такое решение больше похоже на месть со стороны государства, которому в свое время так и не удалось наклеить на нас клеймо агентов",— говорит он.