"Деньги на газ Украине физически взять негде, надо что-то с этим делать"

Трехсторонние переговоры по газу снова провалились. Ночью в Брюсселе встретились представители России, Украины и Евросоюза. Очередную попытку найти выход из сложившейся ситуации стороны, возможно, предпримут уже сегодня вечером. Эксперт инвестиционной компании "Кит Финанс Брокер" Владимир Капустянский ответил на вопросы ведущих радио "Коммерсантъ FM" Олега Богданова и Оксаны Барыкиной.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Как заявил журналистам еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, даже в случае, если стороны в будущем не смогут договориться, Еврокомиссия не ожидает перебоев в поставках газа. Из долга Украины перед "Газпромом" неоплаченной осталась сумма в $1,454 млрд за газ, поставленный в ноябре-декабре 2013 года. 10 июня истекает срок, к которому Киев должен был внести предоплату за дальнейшие поставки.

Ок.Б.: Последнее заявление "Газпрома" о том, что перевод должен быть осуществлен до 9 вечера как вы прокомментируете?

О.Б.: Это ультиматум или нет, так можно трактовать?

В.К.: Так однозначно, сказал бы сейчас да. Этот ультиматум, это больше похоже…

О.Б.: Ну, если они указали время, время, до 9 вечера.

В.К.: А после 9 что будем делать?

О.Б.: А вот давайте поговорим на эту тему.

В.К.: А вы помните, когда первый был платеж, вначале Украина заявила о том, что деньги поступили, Россия заявляла, со стороны "Газпрома", конечно же, о том, что деньги не поступили, но в итоге потом пришло подтверждение. Вот это будет игра со временем, там перевод через швейцарский, британский, американский банк, бразильский…

О.Б.: Но сначала они хотя бы перевести должны, сделать заявление украинская сторона, что они перевели. Продан говорил о том, что не соглашается с требованием "Газпрома".

В.К.: Конечно, не соглашается, потому что там признание цены, условий в дальнейшем не будет инструментов для опротестования вопросов по Крыму, но и экономика, я имею в виду для промышленности, так что вот сейчас если согласится, то все, как будто бы никакой войны, никакого конфликта не было.

О.Б.: Украина согласится если, да?

В.К.: Да, конечно, поэтому здесь идет давление, ну, и я думаю, неслучайно здесь вопросы возникли по "Южному потоку", заставили пересмотреть аукцион, безусловно.

О.Б.: Давайте, знаете, поговорим, попробуем представить, что же дальше будет, если не заплатят? "Газпром" готов к решительным действиям, как думаете?

В.К.: "Газпром", безусловно, готов, за наполнение бюджета, исполнение программы. Все те затраты, которые были, такая хорошая шахматная партия началась, опять же, подвожу к "Южному потоку", его строительству, вот Брюссель на нас воздействует таким образом: не будете договариваться, значит, не будете вообще трубу строить, и все ваши затраты зря. Но, по большому счету, напряжение для участников мы увидим в котировках бумаг, вчера этого не было. Если была бы какая-то проблема, то не возросли бы на 1% — там должны были на 5-6% вниз уйти.

Ок.Б.: А на предоплату-то все-таки переведут, как вы считаете?

В.К.: Скорее, я думаю, что придем к тому, что опять еще какую-то порцию денег получим.

О.Б.: А есть у них деньги еще? 3 млрд было от МВФ, один вроде бы, ну, почти один нам дали, остальное ушло тому же МВФ, они в июне должны были заплатить, кстати, около трех. По моим подсчетам, они только из ЗВР могут платить.

В.К.: Вы, на самом деле, действительно правы. Деньги физически взять негде, надо что-то с этим делать. То есть либо повышать цены на газ, по народу срочно пройтись налоговым инспекторам.

О.Б.: Но до 9 все равно не успеют.

В.К.: Хотя политически не успеют, я скажу: "Не успели, все, что делаем дальше?". Договорятся, куда, по чуть-чуть, по чуть-чуть. Это как прецеденты в суде по коммунальным услугам: ты должен 100 тыс., заплатил 10 и говоришь судье: "Я заплатил уже 10, что вы хотите? Давайте дальше договариваться".

О.Б.: Владимир, а может быть, здесь другая норма уже играет роль? Вот Славянск после бомбардировок, просто политические вещи, политическо-этические, я бы сказал, которые ну просто не позволяют нашей стране вести переговоры дальше. Вот этот фактор вы учитываете?

В.К.: "Газпром" вне политики.

О.Б.: Вне политики, вы думаете?

В.К.: Да, да я не то чтобы думаю. Имеется в виду, что с нашей стороны она не будет подводить, что у нас есть кризис с беженцами, имеется в виду, что гуманитарная трагедия, что, вы правильно вспомнили Краматорск, Славянск, много таких замечательных городов на Украине, но все равно мы им будем говорить, что мы ведем переговоры, сознательная цена для всех там $360-385, пожалуйста, платите. Вы такой же субъект экономических отношений, как и все остальные. Ничего личного, это бизнес.

О.Б.: То есть вот, вспоминая 1941 год, последний эшелон, уже бомбить начали Брест, а эшелон с хлебом в Германию из России шел. То есть приблизительно что-то такое будет, да?

В.К.: Давайте еще 1945 год вспомним, что между американским банком и банком немецкой Германии тоже были денежные переводы, их даже не прекращали и во время Великой Отечественной.

Вся лента