Бюджет за гранью фантастики
Что доказывает Терри Гиллиам своей «Теоремой Зеро»
На летний киноэкран выпускают новую работу Терри Гиллиама "Теорема Зеро", проходящую по разряду антиутопии и фантастики. С момента появления предыдущего фильма режиссера прошло почти пять лет, из них три нынешняя премьера пробивалась через организационные препоны.
Изначально, примерно в 2009 году, в проекте числились Билли Боб Торнтон, Джессика Бил и Аль Пачино, снимать все собирались в Ванкувере, а главным продюсером был Ричард Занук. Когда постановку перезапустили в 2012-м, Ричард Занук умер (его заменил сын продюсера Дин), на главные роли пришли Кристоф Вальтц и Мелани Тьерри, а съемочная площадка переместилась в Бухарест. Зато, по словам Терри Гиллиама, весь фильм он сделал за год, а работа непосредственно на площадке длилась 37 дней. Режиссер отметил высочайший КПД румынских специалистов, который очень пригождался в условиях, когда многие актеры прилетали в Бухарест буквально на день, как, например, Мэтт Деймон, исполнивший роль загадочного представителя Администрации, или Тильда Суинтон, сыгравшая доктора Шринк-Ром.
В этой постановке Гиллиам вернулся к привычным для него небольшим бюджетам: производство обошлось в $13,5 млн (иные источники говорят даже о $8,5 млн). Все это случилось не от хорошей жизни или нездоровой страсти к экономии. Как заявил режиссер, положение дел в индустрии таково, что средний класс — картины стоимостью $30-60 млн — практически уничтожен, бал правят либо мегадорогие монстры, либо картины с мизерной суммой в графе расходов. Отсюда и выбор Бухареста в качестве основной локации — как выразился Гиллиам, "здесь за свои средства ты будешь иметь значительно больший выхлоп".
Автор называет "Теорему Зеро" завершающей частью "оруэллианской" трилогии, которая включает также "Бразилию" и "12 обезьян". В мире с ней имеют дело исключительно независимые прокатчики. Это не наводит на мысль о больших кассовых сборах, которые, впрочем, вообще мало свойственны Терри Гиллиаму — в отличие от культового статуса у киноманов. Изучение критики (фильм дебютировал осенью 2013 года, в частности, на Венецианском фестивале) финансовые перспективы проекта тоже никак не проясняет. Одни рецензенты твердят "гениально" и называют "Теорему" лучшей работой режиссера, другие высказываются с прохладцей. В итоге рейтинг картины на Rotten Tomatoes, к примеру, не превышает 56%.
Фактически в персональный кассовый топ-5 Терри Гиллиама упаковываются все его фильмы, которые смогли заработать больше, чем на них было потрачено (исключая расходы на рекламу и продвижение). На пятом месте расположилась картина 1991 года "Король-Рыбак" с Робином Уильямсом и Джеффом Бриджесом. Постановка стоила $24 млн, то есть была в свое время представителем того самого среднего класса, о котором говорил Гиллиам. Данные по мировому прокату до начала 1990-х обычно отсутствуют; в США фильм собрал $41,8 млн, показав маленький, но гордый коэффициент кассового успеха (ККУ) 1,7. Кстати, умельцы с ресурса boxofficemojo.com пересчитали сборы "Короля-Рыбака" с учетом инфляции и сообщили, что на настоящий момент они составляют $79,2 млн. Проект также получил пять номинаций на "Оскара" и одну статуэтку — в номинации "Лучшая женская роль второго плана" победила Мерседес Рул.
Четвертое место держат "Бандиты времени", это проект 1981 года, на котором сошлись пути Гиллиама, нескольких человек из "Монти Пайтона" и экс-битла Джорджа Харрисона — фактически только благодаря деньгам музыканта фильм смог состояться. Можно также упомянуть Шона Коннери в роли царя Агамемнона. На производство картины ушло $5 млн, заработки в США составили $42,3 млн (победный ККУ 8,46). Это был первый большой успех Терри Гиллиама на американском рынке.
На долю постановки "Воображариум доктора Парнаса" выпало больше всего испытаний — хватило бы смерти исполнителя главной роли и мучительного пост-продакшена. Да еще и критики, выдававшие картине большие авансы, по выходу приняли ее без восторга. Тем не менее 30-миллионный фильм смог забраться на третье место рейтинга, заработав $60,3 млн (ККУ 2,01) — большей частью за пределами США. И даже поучаствовал в оскаровской гонке в номинациях "Лучший художник" и "Лучший художник по костюмам".
Второе место занимает полный горечи, разочарований и конфликтов проект "Братья Гримм", на котором именитые продюсеры братья Ванштейн попытались укротить Гиллиама в типично голливудской манере. Тот, по выражению Мэтта Деймона, развязал в ответ "ядерную войну". Дело дошло до того, что съемки остановились почти на две недели, но потом удалось достичь компромисса, который, однако, не обрадовал ни одну из сторон. Что не могло не отразиться на финансовых показателях "Братьев". С одной стороны, это один из двух фильмов Гиллиама, которые собрали больше $100 млн (результат — $105,3 млн). С другой — стоил он $88 млн (рекорд для режиссера), поэтому ККУ близок к провальному: 1,19. К несомненным заслугам создателей можно отнести то, что съемки "Братьев Гримм" на чешской студии "Баррандов" принесли в экономику республики более $300 млн и дали работу сотням местных жителей.
Самой кассовой работой Терри Гиллиама вот уже почти 20 лет являются "12 обезьян", вторая часть антиутопического цикла, в которой сыграли Брюс Уиллис и Брэд Питт. Один из лучших образцов фантастики о путешествиях во времени был снят за $29,5 млн, а мировой прокат, главным образом неамериканский, принес $168,8 млн, это прекрасный ККУ 5,72. С учетом инфляции сборы "12 обезьян" переваливают за $300 млн. Кроме того, картина дважды засветилась среди номинантов на "Оскара" и получила несколько престижных премий, в том числе "Золотой глобус" (Брэд Питт за лучшую мужскую роль второго плана) и Saturn Awards (лучший полнометражный фантастический фильм).