"Любой выставочный проект Юло Соостера в Москве — это событие"

В среду в "Открытом клубе" открывается выставка графики и живописи основателя московского концептуализма Юло Соостера. О жизни и творчестве единственного советского сюрреалиста рассказывает Дмитрий Буткевич.

Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ

Юло Соостер прожил на свете очень недолго – с 1924 по 1970, всего 46 лет, в которые уместилась и недолгая мобилизация, с быстрым дезертирством из фашистской армии, и четырeхлетняя учeба в Тартуской Высшей художественной школе, с немедленным арестом "за участие в антисоветской группе". И семь лет лагерей под Карагандой. И последние 11 лет жизни в Москве (вернуться на родину он так и не сумел, только после смерти, – наследием, большая часть которого передана в Тартуский и Таллиннский музеи).

Еще в годы обучения в Тарту Соостер узнал и принял в свой творческий инструментарий экспрессионистов и сюрреалистов: Бекмана, Эрнста, Климта, Магритта. Для советского художника это было необычно, поэтому даже в книжных издательствах (традиционное прибежище художников андеграунда) его не особо привечали.

На рынке работы Соостера встречаются крайне редко, в выставочном пространстве также появляются нечасто. Любой его выставочный проект в Москве – это событие. Так что выставке графики и живописи Соостера из частных московских собраний, которая с 10 июня работает в "Открытом клубе", думаю, обеспечен успех. Галерея "Веллум", которая является организатором этой выставки, назвала проект "Мифология художника".

Даю слово арт-директору галереи "Веллум" Любови Агафоновой: "Если говорить о московском концептуализме, то, в принципе, больших фигур и значимых имен в 70-е годы вообще не было – были некие предтечи. Главным был Юло Соостер – единственный русский сюрреалист. Почему мы назвали выставку "Мифология художника"? Соостер изначально нереалистичен. Если бы он жил в маленьком европейском городе, то его никто бы и не заметил. Но он жил в Москве, и он единственный, он первый. У нас он главный сюрреалист и основатель московского концептуализма – и этим мы ему обязаны, и за это он висит в музеях, и за этого его нужно держать в коллекциях. Он прекрасен".

Действительно, Соостера называют "предтечей" концептуализма, а самый известный ныне и самый дорогой, кстати, наш художник Илья Кабаков всегда считал Юло Соостера своим учителем. В своей книге об учителе Кабаков так определил позицию художника Соостера: это "вулканолог, который смотрит прямо в кратер".

Вся лента