Москвичей приучают к седлу
В столице заработал велопрокат нового формата
Вчера столичные власти перезапустили систему городского велопроката. Взамен ставших уже привычными красных чешских велосипедов появились новые французские — футуристического вида на широких шинах. При этом тарифы на их пользование повысились. Власти подчеркивают, что велопрокат, в который будет вложено 900 млн руб., создан не для развлечения публики, а как полноценный вид городского транспорта.
Вчера в Москве начали работу 20 новых станций велопроката: они расположены в пределах Бульварного кольца и на Фрунзенской набережной. Москвичам пока доступно 200 велосипедов. Открывавший одну из точек столичный мэр Сергей Собянин пообещал, что к августу будет функционировать уже 150 станций с 2,5 тыс. велосипедов. При этом расположены они будут не только в центре, но также в Южном и Юго-Западном округах. «Мы строим систему не на один сезон, а на многие годы, поэтому хотим ее полноценно протестировать в “боевом” режиме в течение одной-двух недель, а затем активно масштабировать,— рассказали “Ъ” в департаменте транспорта Москвы.— Именно поэтому на этапе запуска ограничились 20 станциями. К 20 июня их будет 40, а к 1 августа — 150».
Первый велопрокат начал действовать в Москве 1 июня прошлого года. Пилотный проект профинансировал Банк Москвы (инвестиции составили 100 млн руб.). До недавних пор в городе работали 40 пунктов проката из 79 (часть не пользовались спросом среди москвичей и были отключены), но столичные власти решили перезапустить всю систему: до конца недели все старые станции проката демонтируют. В качестве спонсора подключился Сбербанк: он вложит в проект 150 млн руб., Банк Москвы даст еще 300 млн руб.
Все велосипеды будут заменены на новые: колеса стали шире, появились задний тормоз, трехскоростная трансмиссия, вес увеличился почти на 10 кг. Ранее поставкой велосипедов занималась чешская компания Homeport, теперь — французская B`Twin (торговая марка сети магазинов «Декатлон»). «Принимая решение о масштабировании системы велопроката, мы решили строить ее с учетом современных технических возможностей,— пояснила “Ъ” заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева.— Проанализировав системы ведущих мировых производителей оборудования велопроката и проведя консультации с экспертами из Лондона, Парижа, Нью-Йорка, была выбрана система Smoove (Франция), а их система работает на велосипедах бренда “Декатлон”». На руле велосипеда, в частности, теперь установлен электронный блок: он запирает велосипед на станции и блокирует руль.
Системой проката стало удобнее пользоваться. Если раньше зарегистрироваться и получить PIN можно было только через сайт, то теперь это доступно прямо на терминале. Оплачивать поездки можно как банковской картой, так и транспортной картой «Тройка»: ее просто надо приложить к картридеру, который установлен на руле. «Электронный блок на велосипеде позволяет брать и возвращать велосипед без использования терминала,— пояснила “Ъ” госпожа Бисембаева.— Это очень важное его преимущество, оно позволит нам развивать сеть велопроката быстрыми темпами и сделать ее более удобной».
Вместе с тем выросли и цены на прокат велосипедов. На 50–60% увеличилась абонентская плата: суточный тариф подорожал со 100 до 150 руб., недельный — с 250 до 400 руб., месячный — с 450 до 600 руб. Помимо этого за пользование велосипедом на банковской карте блокируется депозит в размере 1 тыс. руб. Если пользователь не успел вернуть байк вовремя, плата за дополнительное время автоматически спишется с депозита. Если велосипед не возвращается на станцию дольше суток, он начинает издавать сигналы из встроенных динамиков. Тарифы на прокат почти не изменились: первые полчаса, как и раньше, бесплатные, один час катания — 30 руб., два часа — 90 руб. Подорожал только трехчасовой тариф — с 300 до 400 руб. Кроме того, появился сезонный тариф (действует до 31 октября) за 1,2 тыс. руб.— для него депозит не нужен.
Как пояснила “Ъ” Алина Бисембаева, новая тарифная сетка построена таким образом, чтобы велосипед стал, по сути, новым видом транспорта. «Если ты регулярный пользователь, использующий велосипед проката с транспортной целью, то есть тариф на сезон,— говорит она.— Для людей, которые хотят изредка воспользоваться прокатом для досуга, есть тариф на день, его стоимость 150 руб. в день, но это дешевле, чем билет в кино и большинство других развлечений». Депозит, по словам госпожи Бисембаевой, «позволяет оператору велопроката быть уверенным, что пользователь заплатит за услугу». «Данная система оплаты практикуется в большинстве крупных систем велопроката во всем мире и хорошо себя зарекомендовала»,— пояснила она “Ъ”.
К 2016 году мэрия планирует расширить сеть проката до 4,5 тыс. велосипедов, оборудовав 300 станций. В мэрии обещают, что точки проката будут расположены на расстоянии 300–500 м друг от друга. Город уже объявил тендер по выбору оператора велопроката (он будет заниматься эксплуатацией и хранением техники). По словам вице-мэра Максима Ликсутова, в мэрии хотят, чтобы граждане больше пользовались велосипедами как общественным транспортом (например, при поездках от офиса до метро), а не для досуга и отдыха. Если в 2013 году таких поездок было 40%, то в этом году должно быть уже 50%.