Алексей Митрофанов стал обвиняемым
Но сохранил депутатский мандат и кресло председателя комитета
Депутаты Госдумы дали сегодня согласие следственным органам на то, чтобы возбудить уголовное дело в отношении главы думского комитета по информационной политике Алексея Митрофанова, который обвиняется в «покушении на мошенничество». Тем не менее господин Митрофанов останется депутатом и главой комитета до тех пор, пока суд не признает его виновным и обвинительный приговор суда не вступит в силу.
О том, что все четыре думские фракции готовы лишить своего коллегу Алексея Митрофанова (фракция «Справедливая Россия») депутатского иммунитета, “Ъ” сообщал 7 июня. Представление поступило в Госдуму 26 мая, думский комитет по регламенту рассмотрел документы 6 июня и счел доводы Генпрокуратуры и Следственного комитета РФ обоснованными.
Суть дела изложил думцам первый замгенпрокурора Александр Буксман. По его словам, депутат Митрофанов был соучастником «организованной группы», которая весной 2012 года пыталась получить $200 тыс. «вознаграждения» с предпринимателя Вячеслава Жарова за вынесение в его пользу решения арбитражного суда. Услугу предлагали бизнесмену помощник депутата Александр Деревщиков, а также его близкий знакомый Радиш Саутиев. Депутат Митрофанов выступал своеобразным «гарантом» и при личной встрече заверял бизнесмена, что сможет повлиять на судебное решение, используя «административный ресурс». 12 мая 2012 года в холле гостиницы «Ренессанс» при получении части требуемой суммы в 2,25 млн руб. следователи и оперативники ФСБ задержали Радиша Саутиева и Александра Деревщикова. По словам замгенпрокурора, участником «оперативного эксперимента был сотрудник МВД Данилов», в силу чего следствие располагает аудио- и видеоматериалами, которые доказывают причастность депутата к «покушению на мошенничество в составе организованной группы» (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). По этим статьям Александр Деревщиков и Радиш Саутиев в августе 2013 года приговорены судом соответственно к двум и трем годам лишения свободы.
Позицию самого Алексея Митрофанова думцы не услышали: спикер Госдумы Сергей Нарышкин сообщил палате, что он болен. Глава думского комитета по регламенту Сергей Попов рассказал, что на заседании комитета 6 июня депутат вины не признавал и утверждал, что «случайно» оказался в гостинице «Ренессанс» 12 мая 2012 года.
Сразу несколько депутатов заинтересовались, почему вопрос о возбуждении уголовного дела ставится два года спустя после преступления. Александр Буксман пояснил, что для предъявления обвинения депутату потребовалась дополнительная проверка всех обстоятельств. Справоросс Дмитрий Горовцев спросил, поступали ли в правоохранительные органы жалобы от «пострадавшей стороны», и получил ответ, что жалоб и обращений не поступало.
В защиту неприкосновенности коллеги не высказалась ни одна фракция. Лишь лидер ЛДПР Владимир Жириновский (Алексей Митрофанов был депутатом Госдумы первых четырех созывов от ЛДПР) напомнил палате, что она имеет полное право отказать Генпрокуратуре: «Мы же не суд». Заодно он предлагал выяснить возможные причины (семейные обстоятельства, проблемы со здоровьем), которые могли бы вынудить депутата на такой шаг, а также призывал учесть «честолюбие» Алексея Митрофанова. Лидер ЛДПР не исключал, что дело против депутата — «месть», в которой может быть заинтересована «Справедливая Россия» (от этой партии Алексей Митрофанов стал депутатом в 2011 году, но в 2012 году был исключен из нее и отлучен от работы во фракции).
Тем не менее фракция ЛДПР проголосовала за лишение неприкосновенности. В итоге депутата Митрофанова 432 голосами из 450 лишили иммунитета, чтобы следователи получили право возбудить уголовное дело и подготовить его к передаче в суд. Правда, прежде, чем дело поступит в суд, СКР обязан будет вновь обращаться за помощью в Генпрокуратуру: для начала судебного разбирательства с депутатом тоже требуется согласие Госдумы (ст. 448 УПК РФ), запрашивать которое вправе только генпрокурор.
Впрочем, депутатский мандат и все связанные с ним полномочия Алексей Митрофанов сохранит до тех пор, пока суд не вынесет обвинительный приговор, а приговор не вступит в силу. Пока останется он и главой комитета по информполитике: ни одна фракция вчера не потребовала его смещения с должности. Только Владимир Жириновский отметил, что она должна достаться ЛДПР, если станет вакантной.