20 фильмов, которые надо посмотреть на ММКФ
Выбор Игоря Гулина
"Красная армия"
Режиссер Гейб Польски, 2014 годФильм открытия
Документальная лента американца Гейба Польски о советском хоккее, спродюсированная Вернером Херцогом. С одной стороны — признание грандиозных побед и заслуг, с другой — исследование хоккея в СССР как мощнейшего и довольно циничного института пропаганды, оружия в холодной войне. Появление этой картины в качестве фильма открытия фестиваля если не недоразумение, то прекрасная провокация со стороны отборщиков.
"Трансформеры: эпоха истребления"
Режиссер Майкл Бей, 2014 годСпецпоказы
Четвертый фильм самой громыхающей из франшиз современного Голливуда. Майкл Бей, похоже, подружился с кем-то на ММКФ, так как третью часть показывали здесь же. На этот раз все должно быть еще величественнее, правда, без Меган Фокс. Зато с роботами, которые умеют превращаться в динозавров.
"Добро пожаловать в Нью-Йорк"
Режиссер Абель Феррара, 2014 год8 1/2 фильмов
Новый фильм Абеля Феррары — политическая сатира, в основе которой печальная история, случившаяся в нью-йоркском отеле с главой МВФ Домиником Стросс-Каном. Сам Стросс-Кан подал в суд, фильм не взяли на Каннский фестиваль и отказались выпускать во Франции. Помимо ауры скандальности, привлекает и то, что главную роль играет другая политико-комическая фигура — актер Жерар Депардье.
"Прощай, речь"
Режиссер Жан-Люк Годар, 2014 год8 1/2 фильмов
Новый фильм Жан-Люка Годара. Восьмидесятитрехлетний классик новой волны перешел на 3D и использует этот формат с невиданной ловкостью. Как и все последние фильмы Годара, "Прощай, речь" — грандиозный фильм-эссе, поток образов, аллюзий, откровений,— правда, сама возможность речи тут, как понятно из названия, ставится под вопрос. Внутри конструкции скрывается лаконичная история о женщине, мужчине и собаке.
"Триптих"
Режиссеры Робер Лепаж и Педро Пиреш, 2013 год8 1/2 фильмов
Совместный фильм культового театрального режиссера канадца Робера Лепажа и португальского клипмейкера Педро Пиреша. Это история про голоса. Джазовая певица, готовится навсегда потерять способность говорить из-за болезни мозга. Ее сестра, работница книжного магазина, напротив, слышит голоса в собственной голове. Обе они пытаются вспомнить, как звучал голос их отца.
"Вик + Фло видели медведя"
Режиссер Дени Коте, 2013 годФильмы, которых здесь не было
Главный экспериментатор современного франко-канадского кино Дени Коте известен странными эфемерными фильмами на грани документальности. Однако "Вик + Фло" — вполне игровая картина с профессиональными актерами. Две бывшие сокамерницы и возлюбленные отправляются жить в лесную глушь, но в идиллию вторгается приставленный к Вик полицейский Гийом. Меланхолическая комедия перерастает в сказочный любовный хоррор.
"Посетители"
Режиссер Годфри Реджио, 2013 годСвободная мысль. Программа документального кино
Годфри Реджио — главная поп-фигура мировой экспериментальной документалистики, автор величавых полотен о месте человека во вселенной ("Кояанискаци" и пр.) — возвращается после десяти с лишним лет. Его "Посетители" представляют собой бесконечную череду лиц (человеческих и не только), сменяющих друг друга, безмолвно смотрящих в камеру под музыку Филипа Гласса. Под воздействием этого взгляда зритель должен задуматься о том, что такое наш биологический вид и что он делает на земле. Медитативная кинопоэма может быть забавной рифмой к закрывающей фестиваль "Планете обезьян".
"Храмы культуры"
Режиссеры Вим Вендерс, Михаэль Главоггер, Роберт Редфорд, Майкл Мэдсен, Карим Эйноз, Маргарет Олин, 2014 годСвободная мысль. Программа документального кино
Еще один альманах о гении места — шесть снятых в 3D новелл о зданиях, в которых хранится память и творится культура: от Центра Помпиду до петербургской Публичной библиотеки и от Берлинской филармонии до известной своим гуманизмом Холденской тюрьмы. Среди режиссеров — Вим Вендерс, Роберт Редфорд и недавно умерший известный документалист Михаэль Главоггер, чью главную работу "Смерть рабочего" также показывают на фестивале.
"Самый опасный человек"
Режиссер Антон Корбейн, 2014 годКонкурс
Третий полнометражный фильм Антона Корбейна ("Контроль", "Американец") — экранизация сравнительно недавнего романа Джона Ле Карре. Чрезвычайно запутанная история с участием американских и немецких спецслужб, террористов, чеченских беженцев, банкиров и пр. и пр. Корбейна легко недолюбливать за глянцевость, но "Самый опасный человек" — последняя большая роль Филипа Сеймура Хоффмана, а это точно заслуживает внимания.
"Да и да"
Режиссер Валерия Гай Германика, 2014 годКонкурс
За пять лет с выхода "Все умрут, а я останусь" Валерия Гай Германика сняла два телесериала и из маргинального анфан террибля превратилась в одного из самых узнаваемых русских режиссеров. "Да и да" — ее второй полнометражный фильм. Синопсис выглядит до странности просто: учительница влюбляется в художника, они расстаются, но искусство изменяет ее жизнь. Внутри, скорее всего, какой-нибудь морок.
"Счастье"
Режиссер Томас Бальмес, 2013 годКонкурс документального кино
Кажется, самый любопытный фильм документального конкурса. В конце 1990-х король Бутана разрешил своим подданным телевизор и интернет — и тем самым провозгласил доктрину "валового национального счастья". Французский документалист Томас Бальмес, известный фильмами о Новой Гвинее, отправился в совсем труднодоступную горную деревушку изучать, как мечта о счастье, воплощенная в фетишизированных новых коммуникациях, достигает ее жителей.
"Дневник Шехерезады"
Режиссер Зейна Даккаш, 2013 годКонкурс документального кино
Еще один фильм документального конкурса. В течение десяти месяцев режиссер фильма Зейна Даккаш устраивала курс театральной терапии для женщин-заключенных в ливанском городе Баабда. Перевоплощаясь в самую известную героиню арабской культуры, обычно лишенные слова ливанские женщины рассказывали истории — и тем самым получали наконец возможность говорить о себе и о своих травмах.
"Что за странное имя Федерико"
Режиссер Этторе Скола, 2012 годАтелье
Этторе Скола, режиссер "Бала" и "Отвратительных, грязных, злых", бросил кино десять лет назад, но сейчас вернулся, сняв ностальгическую картину о молодых годах — собственных и своего великого старшего друга. Ни Скола, ни Феллини еще не снимают фильмы, они приезжают в Рим, работают в газете и предаются юношеским радостям. Такой "амаркорд", но с огромным временным разрывом.
"Мой Аттила Марсель"
Режиссер Сильвен Шоме, 2013 годЕвропа плюс Европа
Первый игровой фильм мультипликатора Сильвена Шоме ("Трио из Бельвилля", "Иллюзионист"). Здесь та же меланхолическая эксцентрика с игровой "французскостью". Тридцатилетний Поль живет с двумя тетушками, изолированный от внешнего (а заодно — от внутреннего) мира. Однажды он знакомится с соседкой, та дает ему травяного чаю и возвращает к жизни. На родине "Аттилу Марселя" приняли без энтузиазма, но в России у Шоме прорва поклонников.
"Меченый"
Режиссер Дэвид Маккензи, 2013 год8 1/2 фильмов
Сентиментальный шотландец Дэвид Маккензи, режиссер "Молодого Адама" и "Хелема Фоу", пользуется в России специальной любовью. Его новый фильм — довольно жестокая тюремная драма. Юный Эрик досрочно попадает из колонии для несовершеннолетних во взрослую тюрьму из-за своей склонности к насилию. В той же тюрьме сидит его отец, и герой — впервые в жизни — начинает от него зависеть.
"Потаскухи"
Режиссер Мадлен Олнек, 2013 годДалекое — близкое
Дебютный фильм Мадлен Олнек назывался "Зависимая лесбиянка-инопланетянка ищет партнершу". "Потаскухи", к сожалению, более конформны, это нечто вроде сексуальной пикарески — история о двух проститутках, удачливой красавице и пухлой недотепе, пускающихся в совместное путешествие. Вещь совсем не обязательная, но, похоже, симпатичная.
"Зал Джимми"
Режиссер Кен Лоуч, 2014 годСпецпоказы
Новый фильм Кена Лоуча, которым патриарх британского социального кино вроде бы пообещал завершить свою карьеру. Как и "Ветер, который качает вереск", самый успешный лоучевский фильм последнего десятилетия, это — историческая драма об ирландской освободительной борьбе. Правда, на этот раз в центре ее танцы. В начале 30-х ирландский коммунист Джимми Гарлтон возвращается в родную деревню и открывает танцевальный зал для молодежи. Местным консерваторам это очень не нравится.
"Структура кристалла"
Режиссер Кшиштоф Занусси, 1969 годКшиштоф Занусси. Константы
Небольшая — всего шесть фильмов из трех десятков — ретроспектива мрачного польского классика Кшиштофа Занусси. От дебютной "Структуры кристалла" (1969) до "Парадигмы" (1985). Еще лет пять-десять назад ранние фильмы Занусси, навязчиво снимавшего про ежеминутные дилеммы интеллектуалов, живущих в умеренно тоталитарном государстве, казались утомительными и немного устаревшими. Сейчас они могут смотреться совсем по-другому.
"Конец Санкт-Петербурга"
Режиссер Всеволод Пудовкин, 1927 годВеликая иллюзия
Одна из самых приятных программ фестиваля приурочена к столетию Первой мировой. Здесь "Великая иллюзия" Ренуара, "Западный фронт, 1918" Пабста, "Жюль и Джим" Трюффо, а открывается программа "Концом Санкт-Петербурга". Выпущенный к десятилетию Октября эпос Всеволода Пудовкина рассказывал о постепенном падении старой России и вызревании революции. Советский авангард на большом экране — всегда счастье.
"Планета обезьян: революция"
Режиссер Мэтт Ривз, 2014 годФильм закрытия
Фильм закрытия, в отличие от открытия, вопросов не вызывает. Вторая часть перезапущенной фантастической франшизы из 1960-х о том, как обезьяны стали умными и захватили землю. Режиссер на этот раз — Мэтт Ривз, поставивший "Монстро". Люди почти выкошены смертельным вирусом и загнивают в катакомбах, обезьяны ушли в леса и строят общество, постепенно зреет конфликт. Под руководством трагического лидера Цезаря приматы докажут: революция — это хорошо.
Расписание на www.moscowfilmfestival.ru