Электрички опять заезжают в бюджет
ОАО РЖД просит еще 15 млрд рублей в год
Пригородным железнодорожным перевозкам опять не хватает денег. Как стало известно "Ъ", помимо уже согласованной с правительством компенсации в 25 млрд руб. в год за пользование инфраструктурой, ОАО РЖД просит и ежегодных субсидий в 15 млрд руб. на обновление подвижного состава. По мнению монополии, финансировать закупку электричек должны регионы, в качестве альтернативы рассматриваются и средства федерального бюджета. Другим вариантом господдержки может стать субсидирование лизинговых компаний.
Как стало известно "Ъ", на прошлой неделе на совещании в Совете федерации ОАО РЖД предложило расширить объем субсидий для пригородного железнодорожного сообщения. Как рассказал "Ъ" начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО РЖД Максим Шнейдер, монополия предложила субсидировать и закупку подвижного состава. Речь идет о 15 млрд руб. в год, эту сумму должны выделять регионы и учитывать их в бюджетах пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО РЖД и субъектов РФ). По словам господина Шнейдера, общая потребность ППК в инвестициях до 2020 года на закупку новых электричек — 130 млрд руб. Он напомнил, что до сих пор подвижной состав обновлялся исключительно за счет ОАО РЖД, но с 2016 года по инициативе Минфина и Минтранса монополия прекратит его закупку.
По данным ОАО РЖД, сейчас в пригородных перевозках задействовано 6,1 тыс. поездов, причем более половины из них устарели. За последние пять лет монополия инвестировала в их покупку 100 млрд руб., в 2014-2015 годы планирует вложить еще 12,4 млрд руб.
В Минтрансе согласны, что подвижной состав должны приобретать регионы, сообщили "Ъ" в пресс-службе министерства. Предложение ОАО РЖД поддержали и в ФАС, но в службе отметили, что на совещании в СФ поднимался и вопрос о закупке электричек за счет федерального бюджета. "Речь шла о целесообразности рассмотрения вопроса о субсидировании из бюджета потерь лизинговых компаний при предоставлении скидки по уплате платежей на приобретение вагонов",— заявили "Ъ" в ФАС. В Минэкономики "Ъ" заявили, что предложение о субсидировании покупки пригородных поездов к ним не поступало. В Минфине и в СФ на запрос "Ъ" не ответили, но источник "Ъ" уверяет, что в верхней палате "с пониманием" отнеслись к предложению ОАО РЖД. По его словам, монополия пытается закрепить ответственность за покупку электричек "либо за регионами, либо за федералами".
Другой собеседник "Ъ" говорит, что еще одно совещание по пригородным перевозкам пройдет в СФ 9 июля и в нем примут участие региональные власти. Но будет сложно договориться с регионами из-за сложностей с обслуживанием даже текущих платежей, считает он. Это подтверждается и статистикой ОАО РЖД: к 2014 году ППК задолжали монополии за аренду электричек и работу машинистов 21 млрд руб. Кроме того, большинство регионов не компенсируют ППК разницу за установление тарифов ниже себестоимости. На 2014 год субъекты заложили в бюджет 8 млрд руб. из необходимых 16,8 млрд руб. По словам Максима Шнейдера, при общей ежегодной потребности пригородного комплекса в 65 млрд руб. дефицит средств составляет 30 млрд руб. (с учетом покупки вагонов и выплат ОАО РЖД за пользование инфраструктурой). С января по апрель этого года ППК уже отменили 361 электричку в неплатежеспособных регионах. Но весной ОАО РЖД удалось убедить правительство выплачивать в течение 15 лет фиксированные 25 млрд руб. в год для сохранения льготного тарифа на инфраструктуру для ППК. Ранее предполагалось лишить пригородные перевозки господдержки с 2016 года, тогда ППК пришлось бы оплачивать полный тариф за пользование путями (сейчас только 1%).
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров сомневается, что ОАО РЖД удастся закрепить за регионами финансирование закупки новых электричек. У субъектов РФ нет таких возможностей, поэтому единственный вариант — лизинг через крупнейшие госкомпании, уверен он, но их участие также потребует гарантий со стороны регионов в части компенсации за перевозку пассажиров ниже себестоимости.