"Если людей предлагается депортировать за административные правонарушения, то нужно создавать ГУЛАГ"
В России может появиться въездной сбор для иностранцев. С таким предложением выступил депутат Госдумы от "Справедливой России" Олег Нилов, он внес соответствующий документ на рассмотрение нижней палаты парламента. По замыслу депутата, в случае неуплаты специального сбора въезд иностранца или лица без гражданства на территорию России будет запрещен. Автор идеи, депутат Олег Нилов и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Андреем Норкиным.
Размер сбора и порядок его оплаты будет устанавливать правительство. При этом он должен равняться сумме от $7 до $20, как принято в практике других государств, считает автор инициативы. Въездной сбор призван компенсировать расходы государства в случае депортации или административного выдворения.
— Олег Анатольевич, все ли я правильно изложил в вашей инициативе?
О.Н.: Да, это пакет законов, первый из которых говорит об обязательном выдворении из страны не граждан, людей, которые въехали в безвизовом порядке, совершили уголовное преступление. И по отбытию срока, либо после уплаты штрафа, либо получения условного срока, в обязательном порядке должны быть депортированы на свою родину. Таких людей у нас десятки тысяч. Вот что говорит статистика, к сожалению, очень печальная. И увеличение преступности по году где-то 10-15% среди мигрантов. Второй законопроект касается административных правонарушений. Здесь еще более печальная статистика, еще более страшные цифры: сотни тысяч нарушений административного кодекса. По одним из них предлагается после однократного решения суда, по другим — после трехкратного нарушения административного кодекса обязательно проводить процедуру выдворения. Сегодня ни ФМС, ни полиция не может осуществить депортацию миллионов нелегальных мигрантов, которые также являются нарушителями законодательства Российской Федерации. Причина — отсутствие денег в бюджете. Самая банальная, самая простая причина.
— Грубо говоря, я главная идея вашего законопроекта — это борьба с преступностью или это решение финансовой проблемы?
О.Н.: Ни в коем случае. Это не решение финансовой проблемы, это именно профилактика в какой-то мере той зашкаливающей преступности и нахождение пусть не единственного, не главного, но очень эффективного способа. В том числе, минимизации преступности. При такой ответственности трижды подумают потенциальные нарушители административного кодекса, а тем более уголовного, о том, стоит ли им совершать мелкое хулиганство, пить за рулем, употреблять наркотики и так далее.
— Сергей Николаевич, как вы думаете, будет ли работать это все?
С.А.: Нет, разумеется, это не будет работать. Если людей предлагается депортировать сразу же за административные правонарушения, то для миллионов людей нужно создавать настоящий ГУЛАГ. Эти миллионы людей нужно содержать где-то, охранять, их нужно перевозить, кормить их, платить деньги за билеты и так далее. Это просто нереально.
— Только это или что-то еще вас смущает?
С.А.: Можно много говорить о цифрах, которые называются, о цифрах какой-то колоссальной уголовной преступности. Она не такая колоссальная. Известно, что мигранты совершают около 2-3% от всего количества уголовных преступлений. Что касается административных нарушений, их довольно много. Но это, как правило, связано с нарушением тех норм пребывания, работы, которые просто невозможно не нарушать. Наши российские граждане тоже живут по таким законам, которые невозможно соблюдать. И давайте мы российских граждан, которые вынуждены нарушать иногда, тоже наказывать высылками, депортациями, штрафами миллионными. Это нереально.
О.Н.: Я вам приведу статистику: до 40-50% тяжких преступлений в мегаполисах таких, как Санкт-Петербург и Москва, совершается мигрантами, а не 2-3%. Увеличение на 10-15% этих тяжких преступлений. Если вы хотите защищать интересы гостей точно так же, как и интересы российских граждан, хозяев, пусть вам судьей будет российский гражданин, который уже ставит на первые позиции именно вопросы неконтролируемой миграции во всех рейтингах. Есть предложение выдворять их всех не в один день, это не будут миллионы каждый день. Это будут тысячи, может быть, десятки тысяч в месяц. Но сам профилактический эффект будет гораздо больше, чем сама депортация. Но если вы за то, чтобы оставлять здесь уголовников, наркоманов и проституток, то я вообще не понимаю, кого вы защищаете и чьи интересы отстаиваете.
— Сергей Николаевич, чьи интересы отстаиваете?
С.А.: Когда люди совершают уголовное преступление, то их наказывают, они получают сроки, сидят в тюрьме, отбывают сроки, после чего их выдворяют. Это нормальная практика.
О.Н.: Нет, их не выдворяют. В том-то и дело, что нет такого в практике и в законодательстве. А я это предлагаю сделать.
С.А.: Всего в уголовных преступлениях осуждается 40 тыс. иностранцев в год. Из них тяжкие преступления — это меньше половины, около 10 тыс. человек. Это, конечно, не какие-то сотни и миллионы, о которых тут сказано. Административные правонарушения — это другое дело совсем. Проблему административных правонарушений невозможно решить депортациями.
О.Н.: Давайте я вам приведу пример. Употребление наркотиков и предложение употребления наркотиков, алкоголя несовершеннолетним лицам — это административное правонарушение. Вы считаете, что это ерунда? Еще раз акцентирую внимание: проституция, употребление алкоголя за рулем и вождение автомобиля в таком состоянии — это тоже ерунда? Нет, я так не считаю. Поэтому за эти административные правонарушения так же предлагается выдворять. Вы хотите оставлять таких гостей? Что же, имеете право жить вместе с ними, пусть их будет побольше вокруг вас. Видимо, вы живете в каком-то отдельном мире, отдельном городе, где их нет.
— Сергей Николаевич, ну, а как вы предлагаете решать проблему, если вам не нравится предложение господина Нилова, или вы считаете, что оно не будет работать?
С.А.: Насколько я знаю, в этом предложении есть целый ряд пунктов, которые вызывают сомнения. Например, пункт о домогательстве. Вы знаете, это просто очень странный пункт, и непонятно, на каком основании будут приниматься решения, что является домогательством, что не является домогательством. Это, кстати, касается не только иностранцев, но и российских граждан. Есть еще другие сомнительные пункты, которые тоже являются странными для принятия решения вопроса, что вот человек подлежит какой-то за это депортации и административной высылке. Потом, все-таки мы говорим о наркоманах, о проституции или мы все-таки говорим о том, что люди нарушили, допустим, сроки пребывания на территории Российской Федерации, они, допустим, работают, не имея разрешения или патента, тоже нарушая административные какие-то правила. Они, допустим, не имеют регистрации. Вот это действительно миллионы людей, и как с ними вы будете обращаться, мне не совсем понятно по этому закону.
— Давайте мы сейчас узнаем. Олег Анатольевич?
О.Н.: Я вам говорю, что если за 90 дней, которые сегодня вот разрешено пребывать в России гражданам, пребывающим в безвизовом порядке, этот гражданин трижды, я акцентирую внимание, не один раз, а трижды, нарушил правила регистрации, что вы там еще перечисляли, ну, незначительные административные правонарушения, трижды за 90 дней если он нарушает, то я считаю, что, значит, он не собирается выполнять законодательство Российской Федерации, не собирается вести себя так, как подобает гостю, не надо здесь сравнивать с российскими гражданами, и вправе хозяева указать на дверь такому гостю.
С.А.: Я хочу сказать, что понятия "гости" и "хозяева" это очень странные. Все люди должны наказываться одинаково за одинаковые преступления, поэтому эти слова, "гости" и "хозяева" — это какая-то странная такая новация, риторика мне совершенно непонятная, похожая на националистическую.
О.Н.: Какая же она непонятная? Есть права граждан Российской Федерации, а есть права не граждан, которые прибывают сюда. И вы хотите, чтобы у них были одинаковые права? Я так не считаю. Я думаю, что и большинство граждан Российской Федерации так не считает, я даже в этом уверен. А вы хотите, чтобы к нам сюда ехал любой человек со всего мира и получил те же самые права, что и граждане России? Интересная философия.
С.А.: Не гражданин не имеет права быть избранным и выбирать, не имеет ряда других возможностей…
О.Н.: А почему? По вашей философии должен иметь.
С.А.: Прочитайте Конституцию.
О.Н.: По вашей философии у него должны быть такие же права.
С.А.: Почитайте внимательно права человека, почитайте Конституцию Российской Федерации. Там написано, что не граждане России имеют те же права, что и граждане России, права человека.
О.Н.: Интересная философия. Значит, почитайте те законы, именно в праве законодательством Российской Федерации регламентировать те или иные права и обязанности не граждан, которые прибывают сюда, тем более в безвизовом порядке.
С.А.: Если они прибывают в безвизовом порядке, значит, России интересно иметь дружественные отношения с этими странами, откуда прибывают эти люди, поэтому представлять дело так, что безвизовой порядок означает некую дискриминацию этих граждан, это какая-то странная логика.
О.Н.: Нет, безвизовый порядок предполагает то, что у граждан этих стран действительно есть право приехать, отдохнуть здесь, попутешествовать. Только ведь этого не происходит. Вы на это глаза закрываете почему-то. Потому что 95% этих не граждан приезжают сюда заработать деньги, причем, заработать иногда таким путем, который, мягко говоря, незаконный, не заплатив налоги, да еще и совершая при этом преступления и административные правонарушения.
С.А.: Так давайте отделять.
О.Н.: Что отделять?
С.А.: Люди работают, допустим, без патента, если без разрешения, это при том, что им создали такие маленькие квоты, что они не могут получить официальное разрешение или патент, тоже ограниченный, и люди просто не могут получить этот патент, и волей-неволей нарушают эти правила.
О.Н.: Значит, они не нужны здесь, раз нет таких квот, значит, они здесь не нужны. Они едут сюда, не глядя на это, нужны они, не нужны, какая реакция внутри страны граждан России на их пребывание здесь. Нет, вы все равно считаете, что должны приехать все. Давайте пригласите сюда всех нуждающихся, всех голодных, всех страждущих и предоставьте им патенты, предоставьте им работу. Я посмотрю, как вы это сделаете.
С.А.: Это не голодные и страждущие, это люди, которые здесь работают и создают ВВП для России….
О.Н.: Пожалуйста, пусть они работают, а не нарушают законодательство.
С.А.: Не надо обвинять их в том, что они здесь совершают какие-то административные нарушения.
О.Н.: Значит, если суд принял решение о том, что этот гражданин трижды, я подчеркиваю, за 90 дней нарушил Административный кодекс, вот в таком только случае я предлагаю его депортировать. А вы немножко передергиваете.
С.А.: Я считаю, что если речь идет о наркомании, о проституции — это вполне обсуждаемая и возможная вещь, действительно, но если речь идет об административных нарушениях по поводу регистрации, пребывания на территории России или работы без разрешения, без трудового договора и так далее, то это вопрос уже не какого-то умысла этих людей, а это вопрос того, что наш законодательный орган неправильно регулирует правовые отношения в стране, и как минимум нужно этот орган менять и переизбирать этих депутатов, которые таким образом устраивают ситуацию в стране.