10 фильмов, от которых отказалась родина
Русскую программу ММКФ должен был открывать фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". Однако уже после того как номер был сдан в печать, стало известно, что этот показ не состоится. Картина, получившая приз за лучший сценарий на Каннском кинофестиваля 2014 года, выйдет в прокат в 50 странах, однако в России новому фильму Звягинцева, скорее всего, откажут и в прокатном удостоверении в связи с законом, запретившим использование мата. Weekend вспомнил еще 10 фильмов, которые, несмотря на международный успех, были запрещены у себя на родине
«Статуи тоже умирают», 1953 год
Ален Рене и Крис Маркер
Премия Жана Виго
30-минутный фильм-эссе французского классика Алена Рене и знаменитого реформатора документального кино Криса Маркера французскими кинематографистами был принят крайне радушно: его показали в короткометражном конкурсе в Канне и даже присудили главную "гуманистическую" кинонаграду Франции — премию Жана Виго. Однако официальная цензура, углядев в фильме об африканском искусстве жесткую критику колониализма вообще и внешней политики Франции в частности, разрешила к показу лишь вполовину сокращенную версию ленты, чем обеспечила ей славу подпольного шедевра. Впервые полная версия картины Рене и Маркера была показана во Франции в кинотеатрах только в 1968 году.
«Виридиана», 1961 год
Луис Бунюэль
Золотая пальмовая ветвь
Картина Луиса Бунюэля, завоевавшего всемирную славу задолго до 1961 года, вызвала скандал сразу после премьеры в Канне, что не помешало ей получить главную награду фестиваля. Откровенный антиклерикализм фильма вызвал негодование церкви, режиссера отлучил от церкви лично папа Иоанн XXIII, а диктатор Франко, по личному приглашению которого снималась "Виридиана", лично же запретил фильм к показу в Испании. И он оставался запрещенным до смерти Франко.
«Улисс», 1967 год
Джозеф Стрик
Номинация на "Оскар" за адаптированный сценарий
Первая экранизация романа Джойса была в основном конкурсе в Канне, номинировалась на премии BAFTA и "Золотой глобус", а режиссера Джозефа Стрика критики расхвалили за благородную и удавшуюся попытку экранизировать неэкранизируемое. Впрочем, фильм более известен не как самая близкая к тексту оригинала киноадаптация "Улисса", а как первая картина, в которой было произнесено слово fuck. Именно поэтому нецензурированная версия фильма была публично показана в Соединенном Королевстве лишь спустя три года после премьеры, а в Ирландии, где снимал Стрик, только в 2000 году.
«Каменистая дорога в Дублин», 1967 год
Питер Леннон
Показан на "Неделе критики" в Канне
Первый ирландский фильм, попавший в конкурс Каннского фестиваля, на территории страны не выпускали в широкий прокат на протяжении 30 лет. Снятая выходцем из Ирландии, долгое время жившим и работавшим во Франции корреспондентом The Guardian Питером Ленноном, лента не попадала под конкретные цензурные запреты страны и тем не менее представленная в ней картина ирландского общества — окончательное срастание государства с католической церковью, отсутствие гражданских свобод, оголтелый патриотизм и национализм — категорически не устраивала власти. "Каменистая дорога в Дублин" вышла на ирландские экраны лишь в 1990-х годах, хотя стала известна в Европе сразу после Каннского фестиваля 1968-го. Правда, призы в том году не вручали — Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар, а вместе с ними и члены каннского жюри, поддержав студенческие волнения, прервали фестиваль за пять дней до его окончания, однако копию созвучной настроениям молодежи ленты Леннона показывали в осажденной полицией Сорбонне.
«Безумцы Титиката», 1967 год
Фредерик Вайсман
Премия Международного кинофестиваля Мангейм--Гейдельберг и премия Festival dei Popoli
Дебютный фильм документалиста Фредерика Вайсмана о больнице для душевнобольных преступников в Массачусетсе принес режиссеру две европейские премии, но был запрещен к показу и распространению на территории США более 20 лет. Фильм, содержавший сцены издевательств персонала над пациентами, насильственного кормления и других многочисленных примеров бесчеловечного обращения с заключенными, запретили, сославшись на закон о защите частной жизни граждан — хотя Вайсман располагал согласием на съемку всех участвовавших в ней заключенных.
Американская премьера "Безумцев Титиката" состоялась на канале PBS только в 1992 году.
«Частные пороки, общественные добродетели», 1976 год
Миклош Янчо
Номинация на Золотую пальмовую ветвь
Скандальная картина классика венгерского кинематографа Миклоша Янчо по мотивам трагедии в Майерлинге — предполагаемое самоубийство австрийского кронпринца Рудольфа и его любовницы баронессы Вечеры было показано как замаскированное убийство — представляла в конкурсе Каннского фестиваля Италию (режиссер жил в Риме с начала 70-х). Фильм "Частные пороки, общественные добродетели" был благожелательно встречен фестивальной критикой, но возмутил итальянскую цензуру. После премьеры в Канне Миклош Янчо и автор сценария Джованна Гальярдо были приговорены к четырем месяцам тюремного заключения, но уже через несколько месяцев соавторы одержали победу в суде, который признал фильм "не порнографией, а искусством". После чего "Частные пороки, общественные добродетели" в Италии вернули в ограниченный прокат.
«Прощай, моя наложница», 1993 год
Чэнь Кайгэ
Золотая пальмовая ветвь
История жизни двух мужчин, в детстве проданных в Пекинскую оперу, принесла Китаю первую и пока единственную Золотую пальмовую ветвь, что, впрочем, не уберегло фильм от запрета на родине. Сформулировать точно, за что именно фильм не пускают в прокат, власти не смогли и, ссылаясь как на то, что культурная революция представлена в фильме сценами насилия, очерняющими китайскую компартию, так и на очевидный гомосексуальный подтекст в отношениях героев, продержали ленту на полках несколько месяцев, а затем под давлением Запада все же выпустили на экран — но в сильно отцензурированном варианте.
«Жить», 1994 год
Чжан Имоу
Три награды Каннского кинофестиваля: Большой приз жюри, Серебряная премия за лучшую мужскую роль, приз экуменического жюри
Премьера семейной саги "Жить" (в ней рассказывается история одной семьи с 40-х по 70-е годы ХХ века) прошла в рамках конкурса Каннского кинофестиваля. Имоу, за которым в Европе уже закрепилась слава диссидента (два предыдущих фильма режиссера "Зажги красный фонарь" и "Цзюй Доу" критиковали патриархальные устои Китая), приехал во Францию еще в статусе главной звезды китайского кинематографа. "Жить" стал первым китайским фильмом, права на зарубежный прокат которого были проданы до официальной премьеры на родине. Однако прокат картины на территории континентального Китая не был разрешен — из-за обнаруженного в фильме негативного освещения роли партии в культурной революции. Самому Имоу было запрещено снимать фильмы с привлечением иностранного капитала в течение двух лет. Следующий фильм Имоу "Шанхайская триада" вышел через год, но все стадии производства картины контролировались китайскими властями.
«Круг», 2000 год
Джафар Панахи
"Золотой лев"
Фильм "Круг" стал первой лентой Джафара Панахи, запрещенной к показу на территории Ирана. Любимый до этого и иранским правительством, и западным киномиром (дебютный фильм Панахи "Белый шар" получил "Золотую камеру" в Канне, четыре награды на иранских кинофестивалях и даже был выдвинут на "Оскар") режиссер снял социальную драму о четырех иранских женщинах, пытающихся отстоять свои права в ортодоксальном обществе. Героини фильма сочувствия у правительства не вызвали, и "Круг", несмотря на венецианского "Золотого льва", внутри страны в прокат выпущен не был. Все последующие работы режиссера в Иране на большие экраны не выходят, но регулярно получают призы на мировых фестивалях.
«Акт убийства», 2012 год
Джошуа Оппенхаймер
Приз зрительских симпатий и приз экуменического жюри Берлинского кинофестиваля
Фильм о массовых убийствах коммунистов после военного переворота в Индонезии в 1965 году, в котором бывшим членам карательных отрядов предложили участвовать в инсценировке казней и пыток пятидесятилетней давности, стал одним из главных событий 2013 года. "Акт убийства" собрал множество кинонаград, включая и номинацию на "Оскар", инициировал правозащитную кампанию, требовавшую "официальных извинений и признания геноцида" властями Индонезии; продюсер фильма Вернер Херцог, назвал "Акт убийства" одним из самых страшных фильмов в истории кино. В самой Индонезии фильм был запрещен к показу, а пресс-секретарь МИДа страны заявил, что картина "представляет историю в искаженном свете". Чтобы индонезийцы смогли посмотреть "Акт убийства", Оппенхаймер выложил фильм для бесплатного скачивания на территории страны — в первый день только в Джакарте его посмотрели 6,5 тыс. человек.