Заоблачное служение
Фотопредставление: "Аэрофлот"
Глядя на учтивых и представительных стюардесс и стюардов "Аэрофлота", пассажиры забывают, что кроме обеспечения комфорта в полете бортпроводники отвечают и за их безопасность. Для этого нужно обладать особыми навыками, которые прививаются в авиационной школе "Аэрофлота"
Даже без привычной формы в группе мужчин и женщин, готовящихся к занятиям на тренажере пожаротушения, легко узнать стюардов. Наверное, причина этого в особой приветливости. Но дело не только в выдержке и хороших манерах бортпроводников: им еще нужно назубок знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Навык тушения пожаров ежегодно отрабатывают даже опытные сотрудники: нужно, чтобы руки "помнили" огнетушитель.
— Вы, конечно, люди бывалые, но еще раз напоминаю: тушить огонь нужно от периферии к центру! — обращается к группе бортпроводников инструктор Алексей.
Тренажер пожаротушения представляет собой три расположенных рядом участка самолета, в любом из которых может вспыхнуть искусственное пламя, которое на специальном аппарате "включает" технический работник. Бортпроводники идут тушить пожары по одному, предварительно надев плащи с капюшонами. Пламя возникает в одном из трех мест: в мусоросборнике, под креслом или на багажной полке. Стюарды должны мгновенно сориентироваться и под руководством инструктора нейтрализовать огонь. Обычно все справляются с задачей.
Бортпроводники — самая значительная группа учащихся в авиационной школе "Аэрофлота" — дочернем предприятии авиакомпании. Это неудивительно, ведь в каждый рейс, в зависимости от типа самолета, отправляются от 4 до 12 стюардов.
— В "Аэрофлоте" сейчас 4 тысячи бортпроводников, каждый год они должны повышать квалификацию,— говорит Татьяна Титова, начальник отдела повышения квалификации членов кабинных экипажей.— Кроме того, примерно 80 человек каждый месяц проходят первоначальную подготовку, а также регулярно идет переподготовка на разные типы воздушных судов.
В прошлом году в тренажерном комплексе Центра подготовки авиаперсонала "Аэрофлота" прошли обучение 19 296 человек! Сам Центр был построен и введен в эксплуатацию в 2006 году. Раньше авиаперсонал проходил подготовку за рубежом, что, естественно, гораздо дороже, чем в Москве, на территории Шереметьево-1. Но главное, утверждают в "Аэрофлоте", не экономия, а качество подготовки.
Работе с пассажирами в экстренных ситуациях бортпроводников учат отдельно на воде и отдельно на суше. В бассейне, возле которого собираются бортпроводники в купальных костюмах, лежат два надутых аварийных плота — вместительный желтый и белый, поуже. Их используют на разных типах самолетов. Белый также выполняет функцию трапа. В рейс эти громоздкие плоты отправляются в маленьких сверточках, к которым прикреплена упаковка с неприкосновенным аварийным запасом — питанием, медикаментами, фонариком, ножом, пакетом для сбора воды...
— Внутри свертка находится баллон, который бортпроводники приводят в действие в случае ЧС,— объясняет инструктор Алексей.— Тогда сверток мгновенно надувается и за 3 секунды превращается в надувной трап. Плот надувается за 30 секунд.
Когда стюарды спускаются в бассейн, инструктор напоминает им о порядке действий при приводнении самолета и разучивает специальные сигналы.
А еще бортпроводники должны уметь отпугивать акул. Дело вроде бы нехитрое — встали в круг, сцепились руками и начали ими махать туда-сюда.
В реальности вероятность приводнения самолета, слава богу, минимальна. Тем более в "Аэрофлоте" — самой безопасной российской авиакомпании. А вот занятия на тренажерах аварийно-спасательных процедур на борту самолета (ТАСП) могут пригодиться. Эти тренажеры представляют собой самолеты в разрезе. Группа бортпроводников, проходящих подготовку и переподготовку, отрабатывает на них различные нештатные ситуации. Вместе с опытным старшим бортпроводником они разбирают конкретные кейсы, например почему на одном из рейсов не сумели перевести дверь из положения "автомат" в ручное положение. Также отрабатывают подготовку к эвакуации — на русском и английском языках.
— Моделируем ситуацию: в Красноярске предполагается аварийная посадка, надо объяснить пассажирам, как себя вести,— говорит один из старших бортпроводников.— Обязательно напомните, что нужно отстегнуть ремень, в панике они забудут о том, что пристегнуты. Так, Оксана, ты проводишь подготовку к эвакуации по-русски, а ты, Данил, по-английски. И помните, что ваша палочка-выручалочка — инструкция по безопасности.
Потом происходит настоящий разбор полетов, на котором бортпроводники из группы должны указать коллегам на ошибки, вернее, на несоответствия "палочке-выручалочке".
Летом в авиашколе "Аэрофлота" появился еще один необычный тренажер — симулятор родов. Хотя женщинам на поздних сроках беременности и не рекомендуют летать, схватки на борту происходят все чаще. Тренажер — симулятор родов — это манекен, который при соблюдении бортпроводниками всех правил являет миру еще один манекен — ребенка.
Принимать роды учат и молодежь "Аэрофлота". Для работы в компании новоиспеченные стюарды должны соответствовать параметрам — быть не старше 25 лет, иметь рост не ниже 165 см, знать английский язык, быть доброжелательными и устойчивыми к стрессу.
За группой новичков мы наблюдали на занятиях по сервису, которые проходят в аудиториях офиса "Аэрофлота" неподалеку от Шереметьево. В группе около 20 человек, в основном девушки, все с собранными в пучок волосами. Уроки проводят инструкторы-практики, отработавшие бортпроводниками несколько десятков лет и готовые передать мастерство новому поколению.
На занятии рассказывают о том, как подавать обед в бизнес-классе. Обсуждаются тонкости работы с осибори — подогретыми влажными полотенцами для вытирания лица и рук, которые первым делом предоставляются пассажиру после взлета. И, разумеется, тонкости работы с напитками, для подачи каждого из которых свои правила этикета.
— Помните,— говорит преподаватель, бывшая бортпроводница,— вино наливается при пассажире, подкручивающим движением, а остальные напитки наливаются на кухне. Всегда думаете, с какой стороны сидит пассажир, и располагаете напитки на подносе соответствующе.
Будущие стюардессы немного нервничают — правильно разливают напитки, правильно располагают их на подносе, но порой забывают о том, что поднос следует держать над проходом, а не над пассажиром, чтобы ненароком его не облить.
Еще на занятиях по сервису даются полезные советы "из опыта", которые могут пригодиться начинающим бортпроводникам. Одно из наблюдений: иностранцы меняют напиток в зависимости от блюда, а наши соотечественники, если уж что-то выбрали, то остаются постоянны в своих пристрастиях.
Впрочем, психологии, как и стандартам компании, будущих стюардов "Аэрофлота" учат отдельно. А после 2,5 месяца обучения и 30 часов стажерских полетов они становятся профессионалами. Из уникальной профессии бортпроводника обычно не уходят. Для работающего человека ограничений по возрасту нет — только по состоянию здоровья. И, конечно, душа стюарда должна быть устроена по-особому.
— Главное в профессии — это любовь к людям,— говорит начальник отдела повышения квалификации Татьяна Титова.— Если не чувствуешь этого, то работа будет казаться очень тяжелой и сложной. Я учу своих студентов: миссия профессии — это забота. А высокий профессионализм — это если ты смог сделать так, что твои гости ушли от тебя хоть немного, но счастливей.
подписи
Так в бассейне отрабатываются действия проводников в случае приводнения самолета
Занятия по сервису. Действия сотрудников "Аэрофлота" отточены до автоматизма
Учебный пожар. Стюарды должны быстро сориентироваться и погасить его
Проводников "Аэрофлота" учат принимать роды