Деньги "за проезд" передадут Ростеху

"Ростехнологии" может начать собирать средства с водителей фур за движение по федеральным трассам. Госкорпорация планирует стать единственным исполнителем проекта и скорее всего станет им, полагают эксперты.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Госкорпорация "Ростехнологии" хочет собирать средства с водителей фур за движение по федеральным трассам. Об этом пишет газета "Ведомости". Сама обязанность таких выплат для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн появилась в законодательстве еще три года назад. Однако тендер по выбору инвестора для проекта до сих пор не состоялся.

По условиям госконтракта, инвестор должен будет создать систему взимания платы с водителей — разработать программное обеспечение, установить рамки и изготовить специальные бортовые устройства для водителей. Вложения в проект составят около 26 млрд рублей, а ежегодная прибыль за обслуживание техники — в течение 13 лет — будет превышать 11 млрд.

Претендуют на проект, по предварительным данным, три основных консорциума. "Инфраструктурные спутниковые системы" с "ВТБ Капиталом", "Ростелекомом", "Ланитом", французской Vinci и РФПИ; "Навигационные информационные спутниковые системы" с "НИС ГЛОНАСС", "МТС Банком" и австрийской Kapsch; а также компания "Оптима Плюс", которую, по данным СМИ, организовали Газпромбанк, "Мегафон" и словацкая Sky Tall. Сроки тендера уже дважды переносились. Через две недели претенденты должны подать конкурсные предложения.

По данным СМИ, Ростех присоединился к претендентам на разработку системы уже после предварительного отбора. Представители госкорпорации в письме Владимиру Путину предложили назначить ее единственным исполнителем проекта. По их словам, другие консорциумы, из-за участия иностранных компаний, не смогут обеспечить должный уровень безопасности. Домыслы такого рода кажутся странными на фоне современного развития технологий, считает эксперт в области информационной безопасности Максим Эмм.

"С точки зрения безопасности, систему и на зарубежных компонентах можно строить, с оглядкой на необходимость контроля. Можно и нужно отключить от интернета все. Защитить систему даже зарубежного производства вполне реально. Сейчас системы банковские, системы того же Центробанка тоже на 80% работают на зарубежных компонентах. Никто же не говорит, что их нужно полностью прямо сейчас менять. Тут вопрос, скорее, в том, что если нет никаких других аргументов, как опыт внедрения, либо наличие работоспособных решений, то, конечно, на первую полосу выходят аргументы о том, что если наше, то оно более безопасно. Но это не совсем так", — отметил Эмм.

Вопреки стандартным процедурам, "Ростехнологии" сейчас действительно могут получить данный проект. Однако в перспективе это чревато срывами сроков и возможным увеличением бюджета, заметил главный редактор журнала "Автопанорама" Андрей Безверхов.

"Проект может действительно пройти, и "Ростехнологии" могут подмять под себя этот проект просто на волне того, что сейчас происходит с точки зрения санкций международных в отношении России. Хотя, на мой взгляд, это будет неправильно с точки зрения бизнеса. Когда проскакиваешь на политике, к сожалению, это потом может обернуться какими-то проблемами, которые сегодня, может быть, не видны и не понятны. Это и увеличение бюджета, про сроки мы вообще не говорим — вечная наша беда", — прокомментировал Безверхов.

Все собранные с водителей грузовиков средства государство планирует перечислять в Федеральный дорожный фонд. Ежегодно это будет сумма около 50 млрд руб., считают эксперты. Тариф для самих владельцев фур составит 3,5 руб. за километр.

Алексей Киселев

Вся лента