Жан-Мари Ле Пен разочаровал дочь и избирателей
Основатель «Национального фронта» оказался в центре скандала
Отец-основатель партии «Национальный фронт» (FN) Жан-Мари Ле Пен испытал двойное унижение. Мало того что партия осудила его выступление, в котором он допустил выпад, сочтенный антисемитским, и запретила ему вести блог на партийном сайте — гонения возглавила его собственная дочь, нынешний лидер FN Марин Ле Пен. Перед новыми испытаниями партия чистит ряды от «старой гвардии», считает корреспондент “Ъ” во Франции АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Как свидетельствуют опубликованные в выходные результаты сразу двух опросов, проведенных компаниями BVA и IFOP, большинство французов отрицательно относятся к фигуре Жан-Мари Ле Пена и поддержат его выход из партии. От 63% до 83% опрошенных считают, что господин Ле Пен «наносит урон» собственной партии, и только 8% считают его «козырем» для FN. По данным IFOP, его ухода из партии желают 58% сторонников движения.
Поводом для опросов послужил очередной скандал, в центре которого оказался основатель и почетный председатель партии Жан-Мари Ле Пен. В отличие от дочери, которая все последние годы боролась с восприятием своей партии как маргинальной силы и политического аутсайдера, Жан-Мари Ле Пен никогда не стеснялся в выражениях. В 1989 году он был судим и приговорен к штрафу за то, что назвал газовые камеры в нацистских концлагерях «далеко не самой важной деталью истории Второй мировой войны». На этот раз 86-летний политик, только что переизбранный в европейский парламент, решил пошутить по поводу противников «Национального фронта». Почетный президент FN сделал это в своем блоге «Бортовой журнал» на партийном сайте.
В своем еженедельном интервью господин Ле Пен на этот раз прошелся по противникам политики «Национального фронта». В их число входят теннисист и певец Янник Ноа, актер Ги Бедо и певица Мадонна, ранее проклявшая FN перед толпой, собравшейся на ее концерт в Париже. Каждому из них он дал презрительную характеристику, когда же речь зашла о певце и киноактере Патрике Брюэле, еврее по национальности, старик Ле Пен обронил двусмысленную фразу: «Оn fera une fournee la prochaine fois». С французского ее можно перевести и как «в следующий раз мы составим из них целую партию». Однако слово «fournee» означает еще и «печь с выпечкой», в чем многие увидели намек на печи в нацистских концлагерях.
Товарищи по партии резко осудили основателя FN. «Это не просто неудачная фраза,— сказал Луи Альо, вице-председатель “Национального фронта”,— это удручающая политическая глупость». Замечание тем более обидное, что Луи Альо, не только вице-председатель FN, но спутник председателя Марин Ле Пен. То есть для Жан-Мари Ле Пена почти родственник, нечто вроде зятя. Но и дочь упрекнула его в достаточно резких выражениях, осудив «политическую ошибку» отца. Более того, его еженедельный блог изгнан с партийного сайта «во избежание проблем с правосудием», пояснил юрист FN Валеран де Сен-Жюст.
«Вы что, прикажете мне язык проглотить? Это не мой стиль»,— обижается господин Ле Пен. Он сердит на дочь, которая с ним даже не связалась, а общается посредством коммюнике, и уже успел заявить, что такая реакция демонстрирует «ее неспособность управлять партией».
С одной стороны, новый скандал последовал очень не вовремя для Марин Ле Пен. Избранная председателем FN три года назад, она все это время потратила на исправление партийного имиджа. Успех «Национального фронта» на муниципальных, а потом и на европейских выборах показал, что Марин Ле Пен удалось продвинуть свою FN на третье, а то и на второе место среди политических партий Франции. Ее влияние растет в значительной степени благодаря начатой ею три года назад кампании по «борьбе с демонизацией» бывшей ультраправой партии. Однако в процессе перезагрузки партии госпоже Ле Пен не раз приходилось вступать в конфронтацию со своим отцом — как теперь, когда у FN появилось 24 депутата и десяток мэров и госпожа Ле Пен готовится к ноябрьскому съезду, который должен превратить ее партию из оппозиционных радикалов в политических тяжеловесов.
С другой стороны, их арии давно распределены. У каждого из них есть важная роль и сектор в партии, один держит стариков, другая — молодых, да и в общественном мнении они успешно дополняют друг друга — как добрый и злой следователи.