Шанс двенадцатилетней выдержки
Сборная России начинает выступление на чемпионате мира матчем с корейцами
Группа H
Сборная России сегодня возвращается после длившегося 12 лет перерыва на главное футбольное соревнование. Первый матч на бразильском чемпионате мира она проведет в городе Куяба с корейцами, которые котируются пониже, но мировые первенства, в отличие от россиян, в этом веке не пропускали.
Дюжина лет, в течение которых сборная России отсутствовала на чемпионатах мира,— это очень долгий срок. И из той команды, которая в 2002 году выступала на японско-корейском первенстве, в ту, что поехала в Бразилию, попал лишь один футболист — Александр Кержаков. Тогда — тинейджер, выпущенный на поле на флажке,— в решающем матче группового турнира с Бельгией, все-таки проигранном и отправившем россиян домой, теперь — ветеран. Подавляющее большинство его нынешних партнеров в то время были школьниками. А для сегодняшнего напарника Кержакова по атаке Александра Кокорина футбол профессиональный был еще где-то за горизонтом.
На самом деле эти две сборные России связывает и кое-что помимо форварда Александра Кержакова. И речь тут даже не об удивительной схожести набора соперников по группе. В 2002-м она состояла из Бельгии, Японии и Туниса, в 2014-м — из Бельгии, Южной Кореи и Алжира. То есть одна переменная в уравнении та же самая, а другие легко поменять местами с прежними, принципиально они ничем вроде не отличаются: те же континенты, та же игровая стилистика, тот же уровень достижений. Речь все же в первую очередь о статусе именно российской команды.
Предел ее возможностей и 12 лет назад, и нынче абсолютно непонятен. В сборной 2002-го было несколько игроков, выступавших в серьезных клубах из "больших" европейских чемпионатов, и в принципе по опыту, мастерству она выглядела, пожалуй, покруче трех своих оппонентов, но при этом всей своей свежей историей успела приучить к тому, что ждать от нее можно чего угодно. В итоге сработал худший сценарий: по зубам сборной России оказался лишь Тунис.
Эту сборную России букмекерские конторы, составляя свои рейтинги, дружно отправили куда-то в их центр — кажется, выведя некое среднее арифметическое из россыпи фактов и наблюдений, сулящих ей совершенно разные бразильские дороги. Какие-то сулят быстрый и бесславный финиш, какие-то — вполне серьезные свершения.
Российская команда больше десяти лет не появлялась на чемпионатах мира, но не пропустила в этот период ни одного чемпионата Европы, хотя попасть на них ничуть не легче. Ее никто не относит к футбольным грандам, но футбольных грандов она, бывает, бьет — как на континентальном первенстве в 2008 году побила голландцев, добравшись до полуфинала, а на бразильском отборе — котирующихся среди фаворитов португальцев. Впрочем, нередко она сама бывает бита соперниками, стоящими в классификации пониже. В ее составе нет игроков, про которых можно было бы сказать: топ-клубы мечтают получить такого, даже если платить придется десятки миллионов долларов. Но есть игроки, про которых можно сказать, что искры несомненного таланта они, по крайней мере время от времени, высекают, и есть игроки, про которых можно сказать, что бразильский чемпионат для них — шанс провести апгрейд собственной оценки: такие как Алан Дзагоев или тот же Александр Кокорин.
А еще у нее есть тренер Фабио Капелло, давным-давно овладевший технологиями строительства команд и умением выводить их на пик, когда это особенно необходимо. А такие технологии на чемпионатах мира ведь часто превращаются в ключевой фактор, перевешивающий все остальные.
В общем, перед сегодняшним матчем, как перед стартом сборной России на ее предыдущем чемпионате, вокруг нее густой-густой туман. Туман, который может немножко развеяться после встречи с корейцами. Они хороши как лакмусовая бумажка, как тест на потолок возможностей — не жутко страшные, без знаменитостей, в этом смысле похожие на российскую команду, здорово потрепанные в товарищеских матчах накануне бразильского вояжа тунисцами и ганцами, далеко не гигантами, но всегда неплохо готовые к чемпионатам мира и, в отличие от россиян, с 2002 года, когда на родине дотянули аж до полуфинала, их не пропускавшие. Ну и очки в столкновении с ними брать, видимо, надо кровь из носу, потому что дальше, в столкновении с как раз выглядящими жутко страшными бельгийцами, потерять их куда проще. А две осечки — это уже верный путь к финишу быстрому и бесславному.