Иракский фронт объединяется с сирийским
Страна парализована радикальными исламистами
Власти Ирака пытаются остановить наступление исламских радикалов — самое масштабное после вторжения в 2003 году войск западной коалиции. Борьба с радикальными суннитами — выходцами из "Аль-Каиды" становится вопросом жизни и смерти для правительства премьера-шиита Нури аль-Малики, утратившего контроль над рядом провинций и рискующего потерять Багдад. Ирак оказался в шаге от повторения сирийского сценария, реализовать который, похоже, всерьез настроены покровители суннитских радикалов из Саудовской Аравии и Катара.
Резкая активизация боевиков из группировки "Исламское государство в Ираке и Леванте" фактически расколола страну на шиитский юг, суннитский центр и курдский север. Атаковав семь ключевых городов, в том числе второй по величине Мосул и Тикрит — родину Саддама Хусейна, отряды радикальных суннитов двинулись на Багдад. То, что столица может не устоять под натиском выходцев из "Аль-Каиды", подтвердил совершенный на днях в Багдаде масштабный теракт: проникнув в усыпальницу одного из почитаемых шиитами святых, террорист-смертник привел в действие пояс с взрывчаткой.
Остановить суннитских радикалов иракскому руководству не помогает и объявленная всеобщая мобилизация. Власти сообщили, что сумели уничтожить до 300 членов группировки, снизить темпы ее наступления на Багдад и даже освободить район Эль-Муатасем, связывающий столицу с нефтеносной провинцией Салах-эд-Дин. Удалось отбить и крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод в Байджи. Однако ряды радикалов продолжают расти — в том числе и за счет тех, кого они освобождают из тюрем. Власти признали, что только в Мосуле на свободе разом оказались 1,4 тыс. заключенных — все они перешли на сторону суннитских радикалов.
"Исламское государство" известно как бывшее подразделение "Аль-Каиды", под чьими лозунгами ее бойцы два года назад перебрались в соседнюю Сирию. Там наряду с "Джебхат ан-Нусрой" они стали основной силой радикалов, воюющих против Дамаска и умеренной сирийской оппозиции. Зимой лидер "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири объявил, что разрывает отношения с "Исламским государством", пожелавшим, по его словам, "строить халифат на собственных условиях". По оценкам экспертов, лидер воюющих в Ираке суннитов, богослов и ученый Абу Бакр аль-Багдади — один из самых ярых приверженцев превращения Ирака в исламскую теократию.
Сейчас сражения между иракскими военными и суннитскими радикалами идут в считаных километрах от границы с Сирией. Поэтому в любой момент "Исламское государство" может получить поддержку своих союзников, закаленных в боях с армией Дамаска.
Развития событий по такому сценарию всерьез опасаются в Иране, выступившем в защиту иракских шиитов. Президент этой страны Хасан Роухани заявил, что готов оказать военную помощь Ираку в борьбе с "суннитскими повстанцами". Он, правда, уточнил, что инициатива исходит от него, а сам Багдад с просьбой о помощи не обращался. В Тегеране также опровергли информацию об отправке в Ирак нескольких батальонов иранских войск, которые якобы помогли частично отбить у суннитов Тикрит.
Принципиально иной позиции придерживаются власти Саудовской Аравии, которая до сих пор поддерживала исламистов, воюющих в Сирии. В Эр-Рияде объявили, что в развязывании войны в Ираке виноват сам Нури аль-Малики, который "приватизировал власть и расколол страну". В том же ключе вчера высказался и глава МИД Катара Халид бен Мохаммед аль-Аттыя, заверивший, что его страна не финансирует "Исламское государство". В Багдаде, впрочем, так не считают: Нури аль-Малики прямо обвинил руководство этих двух стран в спонсировании воюющих в Ираке террористов.
Бывший спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими уверен, что причиной активизации боевиков в Ираке стала "инертность мирового сообщества" по отношению к сирийской войне. "Такой конфликт, как там (в Сирии.— "Ъ"), не может оставаться в рамках одной страны",— заявил он. Того же мнения придерживается и часть политического истеблишмента в Вашингтоне. "Я никогда не считала, что происходящее в Сирии — это собственная проблема сирийцев,— заявила бывший госсекретарь Хиллари Клинтон.— Хотя и не могла предсказать, что "Исламское государство в Ираке и Леванте" продвинется так далеко в своем стремлении построить халифат".
Оппоненты Барака Обамы объявили, что события в Ираке — последствия ошибок Белого дома, отказавшегося от поставок оружия воюющей в Сирии умеренной оппозиции: та якобы могла противостоять исламским радикалам. Сам господин Обама уже дал понять, что США не собираются участвовать в новой "освободительной войне" в Ираке. Он исключил возможность повторения сценария 2003 года и отправки туда военного контингента. Позднее, правда, стало известно, что патрулировать воды Персидского залива будет американский авианосец "Джордж Буш", а в Ирак направится совместная группа спецназа США и Великобритании — для наземной разведки и определения целей для нанесения воздушных ударов.