Авто их разберет

КамАЗ взял «Мотовилиху» под управление

«Ростех» отдал крупнейший пермский машиностроительный холдинг «Мотовилихинские заводы» (МЗ) в управление своей структуре «РТ-авто». Фактически руководством МЗ будет заниматься нынешний топ-менеджмент ОАО «КамАЗ», входящего в «РТ-авто». Новые управленцы уже анонсировали возрождение кооперации челнинского автозавода с МЗ.

Гендиректор ОАО «Мотовилихинские заводы» (МЗ) Николай Бухвалов покинул пост — в минувшую субботу акционеры холдинга проголосовали за досрочное расторжение контракта, истекавшего в 2015 году. Источник среди акционеров МЗ сообщил „Ъ“, что это была согласованная позиция двух групп акционеров: из числа топ-менеджмента и госкорпорации «Ростех». Причина смены — сложное финансовое положение МЗ.

На годовом собрании МЗ было объявлено о том, что чистый убыток ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2013 году составил рекордные 1,9 млрд руб. против чистой прибыли 99 млн руб. в 2012 году. В целом по группе убытки достигли за 2013 год 2,7 млрд руб. Делавший доклад господин Бухвалов объяснил убытки падением продаж спецтехники (в 2013 году у предприятия не было гособоронзаказа, на экспорт спецтехника также не отгружалась), реструктуризацией металлургического производства (с октября 2013 года было закрыто убыточное листопрокатное производство), а также списанием задолженности прошлых лет.

Решения собрания господин Бухвалов публично не комментировал. Источник в МЗ сообщил „Ъ“, что бывшему топ-менеджеру предложено остаться в холдинге на посту советника гендиректора, либо его первым заместителем.

Управление машхолдингом перешло к дочерней структуре «Ростеха» «РТ-авто», которое управляет автомобилестроительными активами госкорпорации — КамАЗом и АвтоВАЗом. Именно крупнейший российский производитель грузовиков и будет в ближайшие годы определять стратегию МЗ: новым гендиректором МЗ был избран выпускник пермского политеха Юрий Клочков, исполнительный директор КамАЗа. Его непосредственный начальник гендиректор КамАЗа Сергей Когогин возглавил совет директоров, в котором пять из девяти мест получили представители нового мажоритарного владельца МЗ — госкорпорации «Ростехнологии». Остальные места в совете сохранили бывшие мажоритарные акционеры МЗ из числа топ-менеджмента холдинга.

Напомним, минувшей весной «Ростех» договорился с другой госкорпорацией «Уралвагонзавод» (УВЗ) об обмене активами. В рамках этой сделки «Ростех» получил от УВЗ 15% «Мотовилихи» и смог консолидировать 50% плюс 1 акцию пермского предприятия (более 40% в доверительном управлении «РТ-авто», 10% — у НПО «Сплав»). «Ростех», получив контроль над МЗ, решил отдать его в доверительное управление «РТ-авто». На следующем этапе, по словам господина Когогина, акции МЗ будут внесены в уставный капитал «РТ-авто».

Новое руководство МЗ состояние холдинга не комментировало, но пообещало через два месяца разработать антикризисную программу. Судя по всему, КамАЗ рассчитывает на возобновление кооперации по производству спецмашин на шасси челнинских грузовиков. Господин Клочков сообщил, что в качестве одной из антикризисных мер предполагается организация кооперации с ОАО «КамАЗ». За счет этого планируется усиление гражданского сегмента продукции предприятия, которое занимается производством автомобильных кранов, экскаваторов, машин для содержания дорог. Согласно планам руководства предприятий, КамАЗ будет поставлять шасси, на основе которых будут создаваться указанные изделия. По мнению господина Когогина, 500 машин в год, произведенных в рамках кооперации, вытянули бы «Мотовилиху» из кризиса.

Отметим, что основная продукция МЗ — это системы ракетно-артиллерийского вооружения, а также компоненты комплексов ПВО ( РСЗО «Град», «Смерч», «Торнадо-Г», САУ «Нона», «Вена»). Предыдущая управленческая команда МЗ ориентировалась прежде всего на увеличение выпуска продукции военного назначения. Стратегия развития предприятия предполагала увеличить долю выручки от реализации спецпродукции до 50–70% от общей структуры доходов. До 2009 года МЗ выпускали на шасси «КамАЗа» строительно-дорожную технику. Но затем МЗ отказались от этого сегмента.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что предприятия сотрудничают уже несколько десятилетий, поэтому речь идет о его продолжении, а не о начале с нуля. «Рынок дорожно-строительной техники успешно развивается и ее требуется все больше и больше. Причины роса спроса на нее очевидны,— говорит господин Баранов.— В стране продолжает оставаться высоким уровень износа этой техники, и она требует регулярной замены». По его мнению, отечественные производители могут сохранить свою долю этого рынка и даже ее увеличить, если смогут дать потребителю продукцию, привлекательную по сочетанию «цена-качество».

Вячеслав Суханов, Максим Стругов, Пермь

Вся лента