"Если бы Штаба по защите бизнеса не было, его надо было бы придумать"
Какие проблемы решает московский Штаб по защите бизнеса? Как предпринимателям эффективно построить разговор с городскими властями? Для чего нужны объединения игроков рынка и сколько стоит помощь коллег по цеху? На эти и другие вопросы в интервью Алексею Киселеву ответят замглавы столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Михаил Ан и гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации, член правления ТПП Александр Борисов.
Алексей Киселев обсудил проблемы предпринимателей и пути их решения через Московский штаб по защите бизнеса с первым заместителем руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Михаилом Аном, а также генеральным директором Московской международной бизнес ассоциации и членом правления Торгово-промышленной палаты Александром Борисовым.
А.К.: Сегодня мы обсуждаем проблемы предпринимателей, которые можно решить через Московский штаб по защите бизнеса. Михаил Андреевич, мы часто говорим о том, что в столице помогают решать проблемы предпринимателей через некий штаб. А чем занимается Московский штаб по защите бизнеса, что это за структура?
М.А.: Эта структура была создана 2,5 года назад решением Сергея Семеновича Собянина. Целью было решать как индивидуальные, так и системные проблемы бизнеса в отношениях с властью, как регионального уровня, так и территориальных подразделений федеральных структур. Дело в том, что не всегда получается выстроить идеальные сервисы у тех или иных служб. И качество бывает разнородным в разных структурах, и наша роль именно в том, чтобы вручную, к сожалению, — потому что в идеальной системе сервисы и услуги должны быть прозрачные, максимально автоматизированные, мы к этому идем, — заниматься решением проблем там, где бизнес сталкивается с административными барьерами, несовершенством законодательства, рейдерскими захватами, волокитой чиновников, произволом, коррупцией. Всегда есть помощник в лице Штаба. Это структура в рамках департамента. Особенностью Штаба является то, что мы, находясь внутри системы, понимая эту систему, имея возможность находить оптимальные дорожки, очень плотно взаимодействуем с такими ассоциациями, как ММБА, которые помогают нам агрегировать проблемы предпринимателей и решать их.
А.К.: Александр Иванович, а вы как яркий представитель бизнеса доверяете подобным структурам?
А.Б.: Нельзя сказать, что бизнес может доверять безоговорочно любой структуре. Но что касается Штаба, я бы сказал так: если бы его не было, его надо было бы придумать. Проблема заключается в том, что город Москва — это огромный мегаполис с правительством, которое можно по масштабам сравнить с правительством среднего европейского государства. Таков и масштаб проблем. И понятно, что у каждого департамента, у каждой структуры есть свои полномочия, в которые оно никого впускать не собирается. Большое количество проблем бизнеса часто на стыке. Одно из преимуществ Штаба, во-первых, заключается в том, что это можно решать именно на стыке проблем. В Штабе присутствуют представители всех департаментов. Но главное — есть лицо, которое может принять решение, некий высший арбитр. Вот то, чего очень часто не хватает, и, если хотите, я готов пример привести из последней практики. Ничто не убеждает лучше, чем реальный пример, который мы выносили на Штаб, и Штаб помог реально его решить.
Одна из компаний-членов нашей ассоциации в течение четырех лет пыталась безуспешно получить градостроительный план земельного участка ГПЗУ. Все для этого у них было, но Москомархитектура под разными причинами отказывала в выдаче ГПЗУ. Больше того, арбитражные суды около десяти компаний выиграли, и суды обязывали Москомархитектуру выдать ГПЗУ, но ничего не происходило. Чиновники опять же отделывались отписками. Дело дошло до того, что судебные приставы вмешались, чтобы решение судов исполнялось. В конце концов, только вмешательство Штаба помогло эту тупиковую ситуацию разрулить.
Мое глубокое убеждение заключается в том, что Штаб — это вынужденная мера, потому что менять надо менталитет чиновников. Основной мотив чиновников, особенно в нынешних условиях, когда их упрекают и в коррупции, и в принятии решений в угоду тем или иным интересам, лучше огородиться тем частоколом инструкций, должностных обязанностей, и сказать: "Это нельзя". Хотя, на самом деле, в нынешних условиях каждый человек на своем месте должен искать, как можно решить вопрос, не нарушая закона. И если чиновнику кто-то скажет: "Друзья мои, дорогие, менталитет меняйте".
А.К.: Будем надеяться, штаб сможет это сделать, но сейчас о существовании Штаба знают далеко не все предприниматели. Каким образом вы рассказываете о себе, где можно подробнее узнать про деятельность Штаба?
М.А.: На "Коммерсантъ FM", например.
А.К.: Это понятно, теперь узнают все, но тем не менее?
М.А.: Стараемся работать очень плотно с ассоциациями, потому что они работают с разными целевыми аудиториями бизнеса, как с общеформатными ассоциациями, московскими, федеральными, так и с отраслевыми ассоциациями. Помимо этого, различные точки распространения информации, куда предприниматели приходят, при агентстве малого бизнеса Москвы, при центре инновационного развития, при префектурах. Но, на самом деле, лучшей рекламой является "сарафанное радио", когда те из 800 предпринимателей, которым мы проблемы решили, делятся опытом со своими коллегами, и те приходят к нам. Это является не только отличной рекламой, но и подтверждением, что наша работа является эффективной.
А.К.: Если предпринимателю требуется какая-то поддержка, он может прийти и, как минимум, прочитать про вашу деятельность, получив какой-то буклет в префектуре?
М.А.: И может — простой способ — зайти на сайт Google, "Яндекс" или департамента науки и промышленной политики, там все есть контакты, "горячая" прямая линия.
А.К.: Александр Иванович, вы являетесь не только предпринимателем, но и представителем Московской международной бизнес-ассоциации. Эта организация тоже отстаивает права и интересы людей, которые работают на себя. Так в чем отличие бизнес ассоциации от Штаба по защите бизнеса?
А.Б.: Не только в названии. Понятно, что Штаб — это организация, в общем-то, неформальная отчасти. Штаб хорош тем, что, как я говорил, там представлены руководители различных департаментов и бизнес-объединений. Достаточно большое количество моих коллег присутствует на заседаниях Штаба, и это помогает городу и руководителю Штаба в лице мэра, в лице его заместителей, руководителю департамента науки и промышленной политики увидеть проблему, которая обсуждается с разных сторон. Наша задача на самом деле — собрать представление бизнес-сообщества мелких компаний, средних компаний, крупных, которые объединяет наша, допустим, ассоциация, крупные иностранные компании. Многообразие проблем заключается в том, что часто то, что вызывает недовольство, допустим, у мелкого бизнеса, крупный вполне может устраивать, и мы по этому поводу, допустим, молчим, в то время как мелкие бьют тревогу, например, закрытие киосков в подземных переходах.
А.К.: Да, крупные сетевые игроки вряд ли расстроятся от такой ситуации.
А.Б.: Да, но есть проблемы, которые затрагивают одинаково и тех, и других. Допустим, изменение режима въезда крупных фур, грузовиков в пределы кольцевой автодороги. Казалось бы, как соединить интересы и тех, и других, а дело в том, что крупные производители Pepsi, Coca-Cola, Danone, "Вимм-Билль-Данн" поставляют свою продукцию огромными фурами, а часто фура — это один владелец. Получается, что интересы и тех, и других прямо в одной точке совпали, и оказалось, что решение по сути своей правильное, но не было достаточно готово. Только вмешательство Штаба позволило, во-первых, с одной стороны подтолкнуть чиновников департамента транспорта, с другой стороны найти приемлемое решение для обеих сторон.
А.К.: Так или иначе, вы пытаетесь доносить мнение бизнеса до городских властей, чтобы проблемы каким-то образом решались. Кто может стать членом бизнес-ассоциации, компании какого размера могут претендовать на членство?
А.Б.: В составе нашей ассоциации из 200 членов треть — это крупные транснациональные корпорации, треть — московские крупные, средние, есть даже мелкие компании, и еще одна треть — это региональные компании в 32 регионов России. Поэтому, в принципе, стать может любая компания, но мы всегда при приеме тщательно обговариваем, реально нужно вам вступать или нет, ваш уровень проблем, который вы хотите через нас решать, соответствует ли он профилю ассоциации. Если нет, то лучше я порекомендую ту ассоциацию, которая действительно будет заниматься вашими проблемами.
А.К.: Михаил Андреевич, с какими вопросами предпринимателю нужно идти в Штаб напрямую, а с какими проблемами можно попытаться разбираться в бизнес-ассоциациях, если так можно выразиться, объединяясь и донося проблемы?
М.А.: Вопросы, касающиеся недоработок власти, от несовершенства законодательства до административного барьера, волокиты и невосприятия позиции бизнеса — это к нам. Мы решаем индивидуальные проблемы любого обратившегося предпринимателя, который не может по разным объективным, субъективным причинам решить свою проблему. Проводится правовой анализ нашими юристами, и дальше мы помогаем выстраивать все коммуникации с необходимыми структурами в Москве или на федеральном уровне с тем, чтобы проблему решить, также уже привлекая как раз ассоциации, аналитиков Штаба. Мы определяем системы на основе, в том числе наибольшего количества индивидуальных обращений, ищем системные подходы, где и как можно оптимизировать процедуры, исключить лишние процессы, процедуры или людей в цепочке принятия решений с тем, чтобы оптимизировать процесс.
Проблемы решаем самого разного характера от тех же самых проблем с грузовой логистикой, например, задачей этих ограничений разрешения на грузовой транспорт было облегчить ситуацию в городе. С одной стороны, правильная задача, но с другой стороны, мы наткнулись на проблемы у предприятий, у бизнеса, которые при практике внедрения этих ограничений столкнулись с непрозрачностью процедур. Отрабатываем вместе с ассоциациями для того, чтобы процедуру сделать прозрачной, чтобы если отказывают, то перечень отказов был четкий и прозрачный, например, чтобы услуга оказывалась в конкретный срок в пределах жесткого регламента и лимита, чтобы решения были максимально прозрачными. Да — значит да, по четким поводам, нет — значит нет. Также это вопросы с электричеством, с любыми инженерными сетями, вопросы с разрешением на работу. Система у нас не работает идеально, поэтому приходится, в том числе и вручную решать. Также решаем множество других вопросов, при этом бизнес-ассоциации занимаются, помимо взаимодействия с нами, что вторично для них, первично, это как я понимаю, у каждого своя отраслевая специфика или определенная специализация ассоциаций, но они занимаются в целом помощью в ведении бизнеса, где-то на стыке с властью, где-то в целом, на продвижении на рынки те же зарубежные, либо помощь в финансировании к тому же.
А.К.: Давайте поговорим более прицельно и сделаем некий business guide: как предпринимателю получить помощь в трудную минуту, куда обращаться, сколько платить? Давайте начнем с вас, Михаил Андреевич.
М.А.: Прямые контакты: мобильный телефон, электронная почта, адрес, куда отправить письменное обращение имеются на сайте департамента dnpp.mos.ru, либо в поисковике вводите название "Департамент науки промышленности и предпринимательства", звоните по телефону, вам подскажут, помогут ответить на вопрос. При необходимости подачи заявления, помогут это заявлении сделать, правильно оформить и взять в работу. Либо можно обращаться через ассоциации при штабе, в том числе, через Московскую бизнес-ассоциацию.
А.К.: Я думаю, не только столичный бизнес, но и все привыкли, что за какую-то помощь всегда приходится платить. Нужно ли кому-то что-то платить при обращении в Штаб?
М.А.: Ни в коем случае, все абсолютно бесплатно, мы являемся органом власти, и никаких тарифов и расценок быть не может. Более того, все общения с ассоциациями у нас тоже выстраиваются сами собой на безвозмездной основе. Другой вопрос: членство в ассоциациях — это уже решается сугубо ассоциациями, но всегда есть возможность напрямую обратиться в Штаб, с любой проблемой, абсолютно бесплатно, и специалисты будут отрабатывать.
А.К.: Если у предпринимателя возник вопрос в юридической плоскости, ему надо составить какие-то иски, может быть, помочь в юридическом плане. Он может обратиться с таким вопросом в Штаб и бесплатно получить помощь квалифицированных специалистов?
М.А.: Если это действительно относится к компетенции Штаба, если это проблемы с теми барьерами, несовершенством законодательства, какими-то препятствиями власти, тогда мы как минимум даем юридическую консультацию. 70-80% всех проблем, которые к на поступают, удается решить именно юридическими консультациями, мы подсказываем, как лучше адресовать в правовом поле вопросы, через какие каналы пойти, чтобы решить проблемы. Вручную приходится заниматься меньшим количеством проблем, наиболее сложных. Помимо этого, юридическую помощь, поддержку мы оказываем в рамках программы Агентства малого бизнеса Москвы при департаменте, и предприниматели могут за разного рода юридическими консультациями обращаться либо по телефону, либо придя в любой из офисов малого бизнеса Москвы в каждом округе города.
А.К.: Александр Иванович, аналогичный вопрос к вам: сколько стоит быть членом бизнес-ассоциации, и каким образом выносить свою проблему на обсуждение через такие структуры?
А.Б.: Ассоциация существует 16 лет, и с самого первого дня было установлено, что вступительный взнос $6 тыс., и годовой $6 тыс., тогда еще была эпоха очень нестабильных валютных курсов. За это время покупательная способность доллара очень серьезно сократилась, но мы никогда не меняли эти условия, тем самым подчеркивая стабильность нашей ассоциации. Все остальное, что мы делаем для своих членов, так же бесплатно, поэтому я считаю, что это незначительная плата за право быть в когорте лучших в своем сегменте рынка.
А.К.: Может быть, не совсем корректный вопрос: на что тогда идут эти ежегодные средства? Это знаем, на специалистов для решения проблем, еще какие-то вопросы, съем помещения?
А.Б.: Практически все собранные членские взносы идут на выполнение уставных целей, потому что у нас нет других возможностей эти деньги каким-либо образом тратить. Это фонд заработной платы сотрудников, это аренда, это проведение мероприятий в интересах наших членов. Поэтому у нас каждый год работает обязательно проверка расходования средств, заключение аудиторов мы представляем на ежегодном собрании, поэтому эта тема ни у кого не вызывает сомнений.
А.К.: Хорошо, когда финансовые вопросы не вызывают сомнений, достаточно прозрачны. Какую пользу приносят бизнес-ассоциации городу? Столице интересно поддерживать такие структуры?
М.А.: Конечно, без ассоциаций взаимодействие с предпринимателями невозможно, тем более, в таком субъекте как Москва с 12-миллионным населением, где сотни тысяч малых предприятий, десятки тысяч средних и крупных предприятий. Абсолютно необходимо как общее назначение ассоциации широкого профиля, такие как ММБА, так и конкретные, по тем или иным отраслям экономики, отраслевые союзы, ассоциации.
А.К.: А на какие показатели по росту бизнеса вы в ближайшие годы намерены выходить?
М.А,: Это вопрос риторический. Если ссылаться на показатели Минэкономразвития России, 0,5% составит экономический рост страны, а у нас на этот год задача — не упасть по показателям. Это уже будет хороший показатель в целом по экономике, по экономике города. А по более точным нашим программам у нас есть более амбициозные показатели, например, по программе технопарка для технологичных компаний — там у нас есть достаточно амбициозные задачи по привлечению резидентов, по помощи в развитии компаний, есть определенные показатели по объему инвестиций. В частности, за прошлый год почти 4 млрд руб. было инвестировано только резидентами технопарков и технополисов.
А.К.: Александр Иванович, как считаете, получится не упасть?
А.Б.: Мне проще на этот вопрос отвечать, потому что я не случайно упомянул, что у нас в составе ассоциации лидеры. У лидеров рост гораздо выше среднего по рынку, поэтому у подавляющего большинства наших компаний-членов он более оптимистичен, и у некоторых закладывается рост и 10%, и 15%, несмотря на все сложности ситуации. Другое дело, что не лидеры в этой ситуации, конечно, проседают гораздо больше. Вот почему нужно сделать все, чтобы условия развития бизнеса облегчались, а не усложнялись.