Маршрут для навигации
Перспективы развития российской спутниковой системы навигации стали одной из основных тем обсуждения на новосибирском форуме "Технопром-2014". Будущее ГЛОНАСС видится в ее интеграции с аналогичными системами, разрабатываемыми в мире. И если взаимодействие с американской GPS выглядит несколько туманным, то интеграция с китайской BeiDou — вполне реальна.
Рынок космических услуг
То, что ГЛОНАСС окажется в центре внимания ежегодного новосибирского технологического форума, было определено в самом начале его подготовки. "Мы с нашими коллегами, в том числе из федеральных ведомств, пришли к выводу, что "Технопром" должен специализироваться на конкретных отраслях",— пояснял тогда врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий, отмечая, что акцент на ГЛОНАСС сделан по поручению председателя оргкомитета — вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина.
Сам господин Рогозин, по его словам, занимается проблематикой ГЛОНАСС по поручению президента с сентября прошлого года. Но за прошедшие примерно девять месяцев он стал "фанатичным поклонником" идеи развития системы. Выступая перед участниками "Технопрома-2014", российский вице-премьер назвал наличие у страны собственной глобальной навигационной спутниковой системы одним из "прямых признаков статуса великой державы". Стремление развитых государств получить собственную систему объясняется ее огромными перспективами как для экономики, так и для социальной сферы. "Мы даже не видим, как далеко мы можем войти в рынок",— признал господин Рогозин. Он сравнил ГЛОНАСС с "золотым ключиком", обладая которым, "мы можем открыть много дверей". Главную же задачу, стоящую перед всеми, кто занимается ГЛОНАСС, сформулировал следующим образом: "Создание открытого, богатого рынка космических услуг".
Родом из СССР
Работы по созданию ГЛОНАСС были начаты в СССР еще в 70-е годы прошлого века, а в 1982-м запущен первый аппарат. В 1990-е годы работы пришлось прекратить в связи с происходившими в стране глобальными политическими и экономическими сдвигами. Новый мощный толчок был дан президентским указом N638 от 17 мая 2007 года "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации". Согласно документу, доступ к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений. Кроме того, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления и организациям независимо от их организационно-правовой формы указ рекомендовал применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.
Сегодня орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 24 работающих спутника, еще пять находятся в резервном и тестовом режимах. Действующая в этой сфере федеральная целевая программа (ФЦП) определяет параметры развития глобальной навигационной системы до 2020 года. Как сообщил Дмитрий Рогозин, к концу этого периода количество работающих космических аппаратов возрастет до 30. В результате точность позиционирования уже значительно возросла. Если в начале реализации проекта она составляла около 35 м, то в настоящее время достигла 2,8 м. Предполагается, что к концу срока действия ФЦП этот показатель будет составлять 0,6 м. Господин Рогозин признал, что сегодня чипсеты (приемные модули получения сигнала ГЛОНАСС) производятся за пределами России. "Мы содержим орбитальные группировки, бесплатно всем дарим сигнал навигационной системы, а установка этих модулей происходит за счет покупки нами же модулей за рубежом. Это бред",— заметил он. Ситуацию вице-премьер предложил изменить немедленно с помощью создания импортозамещающего производства.
Спутники производятся в Красноярском крае в ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева. По данным первого заместителя генерального конструктора, заместителя гендиректора компании Виктора Косенко, для ГЛОНАСС предполагается запустить еще 11 спутников "Глонасс М", а также 10 "Глонасс К1", чьи точностные характеристики бортового стандарта частоты выше, чем у "Глонасс М" в пять раз (один такой аппарат уже находится на орбите и проходит летные испытания). Наконец, ориентировочно в 2018 году на орбиту будет выведен первый из четырех спутников "Глонасс К2", способный излучать "полный спектр навигационных сигналов, что позволит повысить их точность еще в пять-десять раз". По оценке господина Косенко, в результате потенциальный рынок услуг российской глобальной навигационной системы, оснащенной такими космическими аппаратами, вырастет до 4,5 млрд человек и до 400 млн единиц автомобильного транспорта.
Сфера применения
О том, что рынок растет на глазах, говорили все эксперты. Президент НП ГЛОНАСС (оператор ГЛОНАСС, объединяющий 12 компаний) Александр Гурко рассказал, что в настоящее время самыми активными потребителями услуг спутниковых навигационных систем являются телекоммуникационная отрасль, а также компании, связанные с автомобильными перевозками. По его данным, наиболее популярны государственные проекты в сфере безопасности на транспорте, а также проекте в концепции connected car (оснащение автомобиля средствами навигации, ориентации, связи с интернетом и т. д.).
Причем, что касается сферы транспортной безопасности, то на этом направлении России удалось стать мировым лидером. Пример запуска системы ЭРА-ГЛОНАСС стоимость 3,9 млрд руб. стал для участников "Технопрома-2014" своего рода ориентиром, показывающим, насколько эффективными могут быть действия государства при концентрации интеллектуальных и организационных усилий. "Наши коллеги (организаторы аналогичных проектов в других странах.— "Власть") начали делать раньше, но мы мобилизовали возможности и закончили раньше",— отметил директор департамента программ развития Минтранса РФ Алексей Семенов. По его данным, похожий проект eCall Европейского союза начнет действовать только в 2015 году. ЭРА-ГЛОНАСС позволяет устанавливать в автомобилях датчики с измерителем ускорения, трехмерным гироскопом, SIM-картой и навигационным модулем. Система предназначена прежде всего для оповещения полиции и медицинской службы при дорожно-транспортном происшествии. Использование ЭРА-ГЛОНАСС позволяет сократить время прибытия медиков до 30% и тем самым чаще оказывать помощь в течение "золотого часа", то есть в период, когда организм пострадавшего мобилизуется в борьбе за жизнь. По оценке господина Семенова, с помощью такой автоматической системы оповещения о ДТП в год можно будет спасти еще 4 тыс. человеческих жизней.
Использованием ЭРА-ГЛОНАСС перечень фактов эффективного использования в России отечественной глобальной навигационной системы не ограничивается. Заместитель президента НП ГЛОНАСС Евгений Белянко отметил "колоссальный опыт применения ГЛОНАСС у РЖД". По мнению первого заместителя гендиректора ОАО НИИАС (дочернее предприятие РЖД) Ефима Розенберга, речь прежде всего идет о внедрении интеллектуальных систем управления на железнодорожном транспорте. Только использование этих систем, связанных со спутниковой навигацией, позволило успешно выполнить перевозки в ходе сочинской Олимпиады, хотя объем перевозок оказался в три разе выше, чем планировалось. "Система управления должна быть отечественной, это жесткая позиция РЖД",— подчеркнул при этом господин Розенберг.
В "Ростелекоме", в свою очередь, отмечают, что ГЛОНАСС имеет серьезные перспективы для использования на рынке автострахования. По данным директора департамента развития инфраструктурных проектов компании Сергея Ханенкова, в России ежегодные выплаты по мошенническим схемам в автостраховании достигают около 15 млрд руб. в год, а в системе каско доля таких выплат достигает 20%. Согласно подсчетам специалистов "Ростелекома", использование ГЛОНАСС приведет к снижению мошенничества в автостраховании на 70%. В результате рынок сэкономит более 20 млрд руб., а стоимость среднего полиса каско заметно снизится.
Региональный вектор
Массовое использование возможностей ГЛОНАСС характерно не только для федеральных властей и национальных компаний, но и для российских регионов.
Создание наземной инфраструктуры системы в Новосибирской области идет с 2008 года, и в настоящее время этот субъект федерации является лидером по количеству наземных станций ГЛОНАСС, их число достигло 31. По словам врио губернатора Владимира Городецкого, это дает "навигацию миллиметровой точности". Такую возможность оценили уже около 200 компаний, занимающихся геодезическими услугами. Как пояснил господин Городецкий, созданная еще в советские времена российская геодезическая сеть сегодня находится "в плачевном состоянии". Из установленных некогда примерно 9 тыс. геодезических знаков сохранились немногим более половины, а это значительно увеличивает расходы на кадастровые работы. При использовании же ГЛОНАСС себестоимость сокращается в три раза, а их длительность — в 10 раз. В рамках форума Сибирская государственная геодезическая академия (Новосибирск) заключила несколько соглашений, касающихся ГЛОНАСС. С бельгийской Creative Geosensing SPRL-s — меморандум о доверии, посвященный развитию и продвижению наземной инфраструктуры. Кроме того, академия и целый ряд компаний, включая "Роскартографию" и производственное объединение "Инжгеодезия", подписали меморандум об образовании кластера "Профессиональные пользователи наземной инфраструктуры глобальных навигационных спутниковых систем".
В ходе одного из заседаний на "Технопроме-2014" Владимир Городецкий обратился к представителям федеральных министерств и ведомств с предложением сделать Новосибирскую область пилотным регионом в межрегиональном сотрудничестве в сфере использования ГЛОНАСС. Новосибирцы, в частности, готовятся к подписанию соответствующих соглашений с соседними Алтайским краем и Омской областью. "Это обеспечит для пользователей сети единое высокоточное пространство, позволит решить задачу по повышению доступности сервиса и внедрить новые технологии",— считает господин Городецкий.
Кроме того, в Новосибирской области более двух лет работает программа, по которой специальными навигационными блоками, определяющим местоположение транспортных средств, оснащаются все виды пассажирского транспорта, автомобили, весом более 12,5 т, санитарный транспорт, в том числе и машины скорой помощи, транспорт, перевозящий опасные и легковоспламеняющиеся грузы. Блоки установлены на 12,6 тыс. единиц техники, и до конца 2014 года ими оснастят все автомобили служб такси.
Впрочем, гендиректор московской научно-производственной компании "Рекод" Вячеслав Безбородов отметил, что масштабным развитием наземной инфраструктуры ГЛОНАСС занимаются не во всех российских регионах. По данным проведенного в мае 2014 года опроса, на которые сослался господин Безбородов, до сих пор во многих субъектах федерации отдают предпочтение "закупке иностранных услуг". В связи с этим руководитель "Рекода" предложил федеральным властям провести соответствующий "аудит регионов".
Китайским курсом
Сегодня глобальными космическими навигационными система располагают только Россия и США (GPS). По прогнозу Дмитрия Рогозина, к концу этого десятилетия аналогичные по масштабу системы окажутся в распоряжении Европейского Союза (Galileo) и Китая (BeiDou). Кроме того, появятся три системы регионального уровня. По утверждению вице-премьера, Россия заинтересована в развитии интеграции, и "все системы мира должны быть совместимы и взаимодополняемы". Но этот процесс идет с переменным успехом. После того как американцы отказались согласовать размещение станций ГЛОНАСС на своей территории, последовали ответные шаги со стороны Российской Федерации. С 1 июня 2014 года, как сообщил господин Рогозин, с 11 станциями GPS в РФ произведены действия, после которых "для военных пользователей они не имеют никакого значения". "Надеюсь, что нас услышали не только в навигационных ведомствах, но прежде всего в самом Вашингтоне. Надеюсь, что к 1 сентября мы либо найдем полное понимание, либо нам придется с этими станциями что-то делать дальше, не буду говорить что",— добавил он.
Не удивительно, что в этих условиях Россия усилила контакты с Китаем. Сотрудничество двух стран в навигации стало предметом переговоров их лидеров в Шанхае в мае этого года. Возможное объединение ГЛОНАСС с BeiDou приведет, по словам господина Рогозина, к "созданию самой мощной системы в мире". Принявший участие в "Технопроме-2014" заместитель гендиректора агентства по спутниковой навигации КНР Ян Цзунь идею сотрудничества, которое "может стать примером для остального мира", поддержал. По его словам, BeiDou к 2020 году должна стать "глобальной системой беззапросных услуг". В настоящее время точность позиционирования у нее не более 20 м, а в некоторых районах — точнее10 м, и сейчас китайцы работают над наземным оборудованием, чтобы "довести точность до сантиметров". По данным господина Яна, корейская компания Samsung и китайская Huawei уже внедрили BeiDou в своих смартфонах. Предполагается, что предметные переговоры об интеграции двух систем пройдут в конце июня на международной выставке в китайском Харбине.