"Нужно требовать от президента Украины расследования этого вопиющего случая"
Под Луганском погиб корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк
Журналист ВГТРК Игорь Корнелюк погиб при минометном обстреле под Луганском. Судьба еще одного члена съемочной группы — звукоинженера Антона Волошина — остается неизвестной. Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев обсудил инцидент с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Корнеевым.
Журналисты вели съемку возле блокпоста ополченцев в районе населенного пункта Металлист, когда украинские силовики начали минометный обстрел территории. От полученных ранений Игорь Корнелюк скончался в больнице.
— Как быть в такой ситуации руководителю издания, руководителю СМИ: посылать журналистов, которые, в общем-то, не имеют военного опыта в район, можно сказать, войны или нет?
— Прежде всего, вот уже три года Союз журналистов Москвы проводит курсы "Бастион". Это вместе с силовыми структурами, все российские силовые структуры, и МЧС, и Минобороны, и ФСБ, и все-все структуры принимают участие, и журналисты в течение 12 дней проходят очень квалифицированную подготовку. Уже прошло достаточное количество журналистов, и, кстати говоря, вот из Life News журналист, который был арестован там незаконно, он как раз был одним из тех, кто проходил эти курсы, я думаю, что это ему помогло в таких сложных ситуациях. Это один путь. Второй путь — это, конечно же, решение самого журналиста и тех СМИ, которые посылают в районы боевых действий, в районы, где проходят различные операции, антитеррористические или какие-то по линии МЧС, могут быть стихийные бедствия, посылать или не посылать туда журналиста. Он должен иметь страховку, должен иметь подготовку и прекрасно понимать, что если он журналист, ни в каких ситуациях не брать оружие в руки, ни при каких ситуациях не рисковать. Есть вот зона риск, которую журналист, работающий в таких ситуациях, обязан очень жестко соблюдать.
— Вы выступили уже с некоторыми заявлениями и предложениями по защите российских журналистов, озвучьте их, пожалуйста, что вы предлагаете?
— Прежде всего, я считаю, что должно быть совместное заявление общественных структур и структур власти — и Государственной думы, и Совета федерации, направленное на профессиональную защиту журналистов, и обращение к президенту Украины. У него есть собственные средства массовой информации, и он должен прекрасно понимать, что труд журналиста — это очень сложный и социально нужный труд, и он, как новый президент, должен сделать все, чтобы в первую очередь обезопасить журналистов, работающих на территории Украины. И второй момент, я считаю, что общественные структуры должны заявить свою позицию в различных комиссиях ОБСЕ, которые занимаются вопросами прав человека и защиты журналистов, и вот мы сейчас планируем после 20 июня направить небольшую делегацию в ОБСЕ и стараться сделать там заявление.
— Насколько реально защитить журналистов в условиях военных действий? В некоторых СМИ появилась информация уже, что репортеры ВГТРК были без бронежилетов, оказывается, ну, информация, естественно, не подтвержденная.
— Мне сложно сейчас сказать, были они в бронежилетах или нет. Я могу честно сказать: я не в курсе вот такой детали, но я считаю, что в районе боевых действий журналисты обязательно должны быть обеспечены бронежилетами, касками и соответствующими накидками, на которых написано, что это пресса, обязательно. Это яркие накидки, где на двух языках, английском, русском или, так сказать, той страны, где это находится, должна быть соответствующая надпись.
— Есть ли смысл, в том числе и российских властей, требовать расследования, и от кого требовать расследования в данной ситуации?
— Я считаю, что требовать расследования нужно обязательно, и такие требования должны быть со стороны структур, опять же, подчеркиваю власти и ВГТРК, это сильная очень мощная государственная структура. Требовать расследования от президента Украины Порошенко, чтобы он дал свою оценку, и, прежде всего, поручение по расследованию этого вопиющего случая.