Fortum не хочет выпутаться из "Теплосети"
Финский концерн заблокировал продажу петербургской компании
Вчера ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (ТГК-1) опубликовало решения последнего совета директоров, на котором представители Fortum заблокировали сделку по продаже принадлежащих ТГК-1 75% акций ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга". До этого предполагалось, что весь пакет выкупит Смольный за 6 млрд рублей. Это уже не первый случай, когда сделка по продаже "Теплосети Санкт-Петербурга" срывается.
Владелец блокирующего пакета ТГК-1 финский Fortum проголосовал против продажи 75% акций ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга". Эту информацию вчера подтвердил гендиректор "Газпром энергохолдинга" (компания владеет 75% + 1 акцией ТГК-1) Денис Федоров. Сделку поддерживал Смольный: в мае этого года вице-губернатор Петербурга по энергетике и ЖКХ Владимир Лавленцев заявил, что город выкупит 75% акций "Теплосети" по 25 копеек за акцию с рассрочкой на 20 лет (6 млрд за весь пакет) и получит полный контроль над компанией (остальные 25% "Теплосети" принадлежат ГУП "ТЭК"). В свою очередь, "Газпром энергохолдинг" тоже очень рассчитывал продать "Теплосеть". Господин Федоров неоднократно говорил о том, что этот актив ему неинтересен. Компании необходимы масштабные инвестиции в сетевое хозяйство, но тарифы на передачу тепловой энергии слишком низки. Напротив, продав "Теплосеть" городу, "Газпром энергохолдинг" снял бы с себя ответственность за состояние теплосетей, а у Смольного появился бы повод для активного освоения бюджетных средств. Вчера господин Федоров так прокомментировал позицию Fortum: "Мы считаем, что это неправильно. Это их решение, которое на сегодня не позволит улучшить ситуацию в теплоснабжении Санкт-Петербурга. Поэтому это для ТГК-1 создает достаточно серьезные риски". По его словам, чтобы улучшить состояние сетевой инфраструктуры "Теплосети", необходимо инвестировать 50-60 млрд рублей за пять лет.
"Необходимый источник инвестиций в тарифе для "Теплосети" 1,5 млрд рублей. Но для поддержания в нормальном состоянии "Теплосети", по нашим оценкам, требуется 3,5-4 млрд рублей", — пояснил господин Федоров.
Несмотря на такую позицию "Газпром энергохолдинга", финские партнеры компании отдали свои голоса против наметившейся сделки. Почему это произошло, можно только догадываться. В самом Fortum отказались как либо комментировать ситуацию. Вице-президент Fortum Паулина Вуосио в телефонной беседе с корреспондентом "Ъ" пояснила, что компания принципиально не комментирует свою деятельность, связанную с ТГК-1. Не исключено, что финны оказались в некотором нокдауне от того, что всего за несколько месяцев стоимость "Теплосети" упала в четыре раза. В начале этого года Смольный и "Газпром энергохолдинг" пытались провести сделку через механизм допэмиссии, оценив одну акцию "Теплосети" в 1 рубль. Всего предполагалось выпустить 62,6 млрд акций, и Fortum совершенно не возражал против такого поворота событий. Однако сделка не прошла, потому что второй акционер "Теплосети" — ГУП "ТЭК" — не стал голосовать за допэмиссию без письменного распоряжения Смольного. Дело в том, что государственный оценщик ГУП "ГУИОН" обозначил стоимость одной акции "Теплосети" всего в 15 копеек и руководство ГУП "ТЭК" побоялось брать на себя ответственность, согласовывая сделку по цене примерно в шесть раз выше.
В Смольном вчера сообщили, что намеченная дата окончания сделки — июль текущего года и до этого момента позиция Fortum может измениться. Господин Федоров уже обозначил свои козыри в переговорах с финскими партнерами, пригрозив оставить их без дивидендов ТГК-1. "К примеру, мы сейчас выплачиваем высокие дивиденды, а в будущем не будем их выплачивать, а всю нашу прибыль направлять на модернизацию "Теплосети". Кроме того, ТГК-1, как основной акционер, должна поддерживать "Теплосеть", направляя в компанию дополнительно от 3 до 4 млрд рублей. Поэтому мы говорим, что дивиденды в следующем году находятся под большим вопросом", — заявил вчера господин Федоров. В частности, в этом году ТГК-1 направит на выплату дивидендов более 640 млн рублей.
"Ъ" будет следить за развитием событий.