Далекое и близкое: все включено
Открывается Московский кинофестиваль
Фестиваль кино
Сегодня документальным фильмом американского режиссера Гейба Польски "Красная армия", повествующим о славной эпохе советского хоккея и недавно прогремевшим на Каннском фестивале, открывается 36-й Московский международный кинофестиваль. По сравнению с прошлогодним ММКФ в его программах произошли некоторые изменения. О том, что нового увидят в течение десяти дней московские зрители,— АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Изменения коснулись прежде всего структуры программ. Раньше основной массив внеконкурсных показов объединялся аморфным названием "Вокруг света". Теперь вместо него появились три новые программы. Одна называется "Европа плюс Европа". Новые европейские реалии становятся неиссякаемым источником сюжетов — трагических, драматических и комических. Из них складывается образ континента в эпоху экономического кризиса, политической турбулентности и мультикультурного бума. Зрители увидят "Дальнобойщиков" Альберто Фазуло, награжденных главным призом Римского фестиваля,— о балканских гастарбайтерах на итальянских автострадах. А также хит фестиваля в Гетеборге "Письмо королю" Хишама Замана — о лагере для переселенцев в Скандинавии и о том, как старый добропорядочный мусульманин пишет письмо о своих горьких проблемах норвежскому королю. А "Любимые сестры" немца Доминика Графа возвращают нас в эпоху Шиллера и Гете для того главным образом, чтобы продемонстрировать, как зарождалась единая культура многоязычного европейского котла.
Другие континенты, где происходит активная кинематографическая жизнь, тоже не обойдены вниманием программистов ММКФ. Полное энергии кино Латинской Америки представлено в программе "Анима Латина", а бум синоязычного кинематографа — в секции "Made in China". Эти программы включают, в частности, такие знаменитые ленты, как венесуэльские "Плохие волосы" Марианы Рондон (фильм-победитель фестиваля в Сан-Себастьяне) и "Черный уголь, тонкий лед" (обладатель берлинского "Золотого медведя"). Наконец, программа "Далекое — близкое" (название позаимствовано у одноименного фильма Вима Вендерса) представляет широкий спектр кинематографий, от Канады до Афганистана, следуя сюжету неожиданно "кликающей" актуальности.
Традиционная программа "8 1/2 фильмов" познакомит с еще несколькими нашумевшими фестивальными фильмами — такими как "Бродячие псы" Цай Минляна, "Прощай, язык" Жан-Люка Годара и "Зимняя спячка" Нури Бильге Джейлана (последний — самый свежий обладатель каннской Золотой пальмовой ветви). А некоторые громкие картины более раннего периода, включая сюрреалистический "Танец реальности" Алехандро Ходоровски, покажут в новой программе "Фильмы, которых здесь не было".
В этом году знакомая публике ММКФ "Эйфория" пройдет под названием "Божественная эйфория": ее внутренние темы — парадоксы религии и природа чуда, в том числе художественного, эстетического. Фильм "Тимбукту" снят членом жюри ММКФ Абдурахманом Сиссако, родившимся в Мавритании, выучившимся на режиссера во ВГИКе и ныне живущим в Париже. Мифологический африканский город превращен в ад на земле с тех пор, как этой территорией завладели исламские фундаменталисты. Другой фильм о язве фундаментализма пришел из Германии — это "Крестный путь" Дитриха Брюггемана. Жемчужина "Эйфории" — последняя картина недавно ушедшего из жизни Алена Рене "Любить, пить и петь". Рене-демиург весело, без пафоса прощается со своими героями и своими почитателями, не делая трагедию ни из жизни, ни из искусства, ни даже из смерти.
Архивные показы ММКФ включают ретроспективы ранних работ Кшиштофа Занусси, "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, программу "Первая мировая. Великая иллюзия", ретроспективу знаменитой британской студии Ealing Comedies, коллекцию фильмов берлинской школы "Небо над Берлином" и программу "Выбор Дмитриева", собранную из любимых фильмов недавно почившего киноведа и отборщика ММКФ.
Документальная часть фестиваля будет представлена не только "Свободной мыслью", но и новой программой "По ту сторону игровой и неигровой", а также конкурсом документальных работ. Как обычно, пройдут медиафорум и показы "Сине-фантом" — самые неформатные и неформальные на Московском фестивале. На другом его полюсе — два конкурса, короткометражный и полнометражный, о последнем стоит рассказать подробнее.
В этом году в нем почти отсутствует политика, разве что в самом опосредованном, метафорическом виде — как в греческой криминальной мелодраме "Сентименталисты" Николаса Триандафилидиса. Многие фильмы имеют откровенную жанровую окраску — как хулиганская комедия немки Дорис Дерри "Все включено" или бытовая комедия француза Марка Фитусси "Круговерть". Обращает на себя внимание актуальностью сюжета украинский фильм "Братья. Последняя исповедь" — о том, как поссорились два брата и так до конца жизни не помирились. Российское кино представлено двумя очень разными работами. Это этнографическая драма "Белый ягель" Владимира Тумаева и давно ожидаемая лента Валерии Гай Германики "Да и да" — черно-романтическая love story на фоне жизни разлагающейся московской богемы.