Пакетное предложение

Гарантии

Одним из факторов, влияющих на привлекательность вакансии, является предлагаемый в компании социальный пакет. В него могут входить: медицинское обслуживание, питание, дополнительное образование, бесплатная связь, материальная помощь при разных жизненных ситуациях.

В рамках соцпакета некоторые компании готовы компенсировать сотрудникам пребывание детей в детсадах

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Социальный пакет является набором льгот и услуг, который компания предоставляет своим работникам сверх гарантий, установленных трудовым законодательством. Уральские промышленные предприятия традиционно включают в соцпакет: дополнительное медицинское страхование (ДМС), программу негосударственного пенсионного страхования, организацию отдыха для детей сотрудников, материальную помощь работникам при разных жизненных ситуациях (брак, декрет и т.п.).

Кроме того, компании, как правило, дополнительно включают в соцпакет услуги, которые сами оказывают. Например, среди сотовых операторов принято предоставлять работникам бесплатные услуги связи, банки могут своим сотрудникам на льготных условиях предложить кредиты, а авиакомпании — бесплатный перелет до места отпуска.

Затраты на социальный пакет могут быть внушительными. Например, в группе ЧТПЗ бюджет ДМС (программа реализуется на базе собственных современных медицинских центров и их филиалов) в 2013 году составил более 84 млн рублей при более 14 тыс. застрахованных работников. Инвестиции в программы обучения и повышения квалификации персонала составили более 34 млн рублей (обучение прошли порядка 10,5 тыс. сотрудников). На различные виды материальных выплат в 2013 году ЧТПЗ и ПНТЗ направили более 40 млн рублей, на организацию семейного и детского отдыха — более 28 млн рублей.

На Свердловской железной дороге ежегодно на реализацию коллективного договора для работников магистрали выделяется более 8 млрд рублей, более половины из которых — это средства, направленные на предоставление льгот. Социальный пакет на одного работника железной дороги по итогам 2013 года в среднем составил 96 тыс. рублей. «Окончательные объемы финансирования социальных программ зависят от эффективности работы компании, роста производительности труда. Поэтому, чем лучше будет производственный результат, тем больше средств будет направлено на льготы и гарантии», — уточняют на СвЖД. Для работников наиболее значимых производственных групп предусмотрено предоставление компенсируемого социального пакета, который позволяет сотруднику в пределах лимита выделенных средств самому выбрать наиболее значимую для себя льготу. На эти цели ежегодно направляется порядка 30 млн рублей. В перечень льгот входят: санаторно-курортное лечение, летний отдых детей, проезд к месту работы на городском транспорте, услуги связи, питание, ГСМ и так далее.

В социальный пакет ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод” включены субсидии на приобретение жилья. «Социальный пакет улучшает качество жизни работников и является конкурентоспособным фактором привлечения и удержания персонала на предприятии, повышает мотивацию труда», — отмечают на УВЗ.

СКБ-банк дополнительно включает в соцпакет специальные условия от компаний-партнеров — магазинов, кафе, фитнес-центров. «Мы работаем над развитием социального пакета, у нас есть различные проекты: от корпоративного санатория до детсада для детей сотрудников», — отмечает директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций СКБ-банка Кирилл Попов. Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) частично компенсирует сотрудникам пребывание детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, а также часть затрат на занятия спортом.

В компании «Энел ОГК-5» (входит в группу Enel) в дополнении к социальным гарантиям реализуют образовательные проекты для детей сотрудников. Ежегодно для них проходит творческий конкурс «We are Energy» («Мы — энергия»), участники которого создают различные проекты на заданные темы: рассказы, рисунки, видеоролики, изобретения, исследования. Его победители на две недели отправляются в международный образовательный лагерь в Италию, где со сверстниками из других стран присутствия Группы совершенствуют язык, обучаются мастерству выступления на публике, технике рассказа историй, съемке фильмов, актерскому мастерству, посещают с экскурсией одну из электростанций группы Enel, знакомятся с Римом.

Старший консультант по подбору персонала направления «Индустрия» агентства рекрутинга «Люди дела» Ольга Безумова отмечает, что во многом составляющие социального пакета зависят от бизнеса компании, а также уровня и специфики самой позиции, которую занимает сотрудник. «Условно можно выделить два социальных пакета: базовый (предоставляется преимущественно специалистам начального и среднего звеньев) и расширенный социальный пакет (дополнительные „привилегии” для руководителей среднего звена и топ-менеджеров)», — рассказала она.

Территориальный директор на Урале кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Бережная отмечает, что соцпакет, как правило, особенно важен сотрудникам, привыкшим к тому, что он в принципе есть. «Для тех, у кого он был всегда, важнее будет размер заработной платы», — уточняет она. Согласно данным исследования Randstad Award, конкурентная заработная плата и социальный пакет для российских сотрудников — самые важные критерии при выборе работодателя. Эти факторы опередили даже финансовую стабильность компании и должностные функции, которые традиционно играют главную роль при выборе работы.

Согласно исследованию портала Superjob.ru хороший соцпакет (его еще называют компенсационным пакетом) чаще важен квалифицированным рабочим и медсестрам (по 20%), медицинским представителям (18%) и охранникам (17%). Впрочем, необходимые составляющие компенсационного пакета у всех разные. При этом в кризисные 2008-2009 годы работодатели, прежде всего, сокращали расходы на ДМС, мобильную связь, питание и спорт, корректировали методы расчета премий, уменьшали расходы на корпоративные мероприятия. Однако уже к 2012 году структура компенсаций восстановилась. По словам экспертов, сейчас рынок труда находится в стагнации, поэтому существенных изменений в структуре социальных пакетов не наблюдается.

Алексей Буров

Что выбирают работники

Согласно исследованию рекрутингового портала Superjob.ru, самые востребованные льготы среди работников: обучение за счет компании, ДМС и беспроцентный кредит. Уверенное первое место занимает обучение за счет компании — в случае выбора его предпочел бы 41% экономически активного населения России. Возможность получить новые знания особенно ценят опрошенные в возрасте 35–44 лет — среди них этот показатель составил 46%, тогда как среди молодежи до 24 лет и опрошенных старше 45 лет — по 38%.

На втором месте по востребованности — оплачиваемый полис добровольного медицинского страхования: его выбрали бы 34% респондентов. Наиболее популярна эта составляющая компенсационного пакета среди опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет (38%), тогда как среди молодежи до 24 лет ДМС предпочли бы лишь 22%.

Третье место разделили две возможные составляющие компенсационного пакета — предоставление беспроцентной ссуды и льготных путевок, то есть частичная оплата отпускных расходов (по 26%).
Вся лента