"Потребуются годы, чтобы фермерский товар стал повседневным рационом россиян"
Региональные власти решили поддержать фермеров: на товары от индивидуальных предпринимателей отведут 10% полок сетевых магазинов. Такой законопроект разрабатывает Мособлдума. Подобные ограничения снизят рентабельность малого бизнеса, из-за чего цены на продукты могут вырасти, предупреждают эксперты.
Прилавки в подмосковных магазинах зарезервируют под местные продукты. Власти Московской области планируют ввести квоту на товары регионального производства в торговых сетях. Предполагается, что не менее 10% полок магазинов будут отданы под сезонные фермерские продукты. Закон об этом сейчас готовится в Мособлдуме, сообщили "Коммерсантъ FM" в Министерстве потребительского рынка Подмосковья. Ритейлеры почти не интересуются местными поставщиками, и те в итоге почти не развиваются. Об этом сообщил фермер, председатель Крестьянского союза Московской области Николай Соин.
"Сейчас они у нас ничего не берут. У них своя логистика и все остальное. А мы позади планеты всей. У нас нет предприятий по предпродажной подготовке. Есть у нас овощи: капусты навалом, картошка грязная. Мы не можем конкурировать, потому что она у нас некрасиво запакована. Будет спрос, будет и предложение. Мы сразу подтянемся, накормим. Сейчас спроса нет от сети к нам. Мы просим десять квадратных метров под суповой набор у того же "Дикси". Тогда он будет отвечать за этот товар, и он все сделает, чтобы он был качественный, ровненький, красивенький. Вот это интересно", — отметил Соин.
Региональных фермеров действительно следует поддерживать, признал пресс-секретарь торговой сети "Азбука вкуса" Андрей Голубков. Однако прежде, чем заставлять ритейлеров скупать местные товары, следует определить требования по качеству этой продукции, уточнил Голубков.
"Мы не против, на самом деле. Мы сами все время в поиске товаров местных производителей, которые готовы поставлять сельхозпродукцию в нашу сеть. Тут проблемы две: чтобы они могли обеспечить стабильное качество продукции, и были стабильные объемы у тех фирм, которые отвечают нашим внутренним стандартам. Их не так много в России. Сегодня хорошие фермерские товары — это премиальная категория продукции. Поэтому если говорить о сети подобной "Азбуке вкуса", то для нас этот товар приемлемый и с точки зрения цен. Если говорить про массовый рынок, то потребуются годы, чтобы фермерский товар стал повседневным рационом большинства россиян", — уверен Голубков.
Если ритейлеров законодательно обяжут торговать местной продукцией, пострадает, прежде всего, малый бизнес. В этом уверен аналитик по потребсектору компании "Инвесткафе" Роман Гринченко.
"Любое ограничение снизит конкуренцию и может негативно повлиять на финансовые результаты компании. Если брать крупные сети, то по ним это может ударить не так сильно. Потому что им проще работать с местными производителями, так как они приходят к сетям сами. И мелким, индивидуальным предпринимателям, небольшим магазинчикам будет сложнее. Им придется находить, у кого приобретать эту продукцию. Поэтому именно законодательно ограничить — это неправильное решение, это негативно повлияет на цены для потребителей и рентабельность бизнеса", — пояснил Гринченко.
В случае вступления закона о квотах в силу, фермерские и сельские хозяйства Подмосковья смогут поставить в местные магазины овощи, мясо, фрукты и молоко.