Челябинск притягивает муниципалитеты
Минрегионразвития рассмотрит заявку региона на создание пилотной агломерации
До конца недели Минрегионразвития рассмотрит заявку Челябинской области на создание пилотного проекта агломерации «Большой Челябинск». Предполагается, что к Челябинску будут присоединены города-спутники и несколько близлежащих районов. В случае одобрения проекта федеральным центром Челябинская область сможет рассчитывать на субсидирование создания агломерации. Эксперты отмечают, что проект может быть жизнеспособен только при наличии реальной программы развития, но конкретных экономических параметров создаваемой агломерации пока нет.
Министерство регионального развития России намерено в ближайшие дни рассмотреть заявку Челябинской области на создание пилотного проекта агломерации «Большой Челябинск». Проект разрабатывался правительством региона по предложению врио губернатора Бориса Дубровского и предполагает присоединение к Челябинску шести близлежащих территорий: Копейска, Сосновского, Красноармейского, Еткульского, Еманжелинского и Коркинского районов. Всего на территории агломерации проживает около 1,5 млн человек. Таким образом региональные власти рассчитывают юридически оформить сложившиеся де-факто отношения и способствовать социально-экономическому развитию территорий. В случае попадания региона в число пилотных часть финансирования создания агломерации возьмет на себя федеральный бюджет. В настоящее время между муниципалитетами уже заключено соглашение о сотрудничестве; власти городов намерены реализовывать его вне зависимости от получения федерального финансирования. По словам председателя правительства области Сергея Комякова, регион готов выделить на кооперацию муниципалитетов 15 млн рублей в течение двух лет.
О формировании агломерации вокруг Челябинска впервые заявил в 2008 году на тот момент мэр Михаил Юревич. Предполагалось, что это позволит областному центру оперативно согласовывать с прилегающими территориями вопросы землепользования, охраны окружающей среды, утилизации отходов, организации транспорта, развития малого бизнеса. Однако создание агломерации было заморожено в связи с отсутствием финансирования. К идее «Большого Челябинска» региональные власти вернулись в апреле текущего года по инициативе врио губернатора Бориса Дубровского — в связи с запросом Минрегионразвития на проекты по кооперации муниципалитетов. Помимо Челябинской области на создание агломерации в УрФО претендует Свердловская область: ее предлагается создать на основе Горнозаводского управленческого округа с опорой на Нижний Тагил.
«Для губернатора Бориса Дубровского этот проект — оправдание доверия федерального центра,— считает челябинский политолог Александр Мельников. — Сейчас областная и муниципальная власти ищут „прорывные” проекты, которые позволят повысить уровень развития региона, а проект агломераций признан федеральной властью и многими субъектами федерации перспективным. Но изначальные планы всегда расходятся с реализацией, и вряд ли все пойдет гладко. Возможно, что многое придется контролировать в режиме ручного управления». Господин Мельников отметил, что проект агломерации может логично наложиться на проводимую в Челябинске реформу местного самоуправления и усилить позиции городской администрации. «В таком случае администрация получит больший контроль над ресурсами не только Челябинска, но и ближайших муниципалитетов, при этом ответственность за происходящее чиновники смогут разделить с администрациями районов»,— предположил эксперт. Директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов отметил, что создание агломерации само по себе не привносит ни позитива, ни негатива в региональную повестку: «Все зависит от того, какие цели будут поставлены перед этим объединением. Агломерации всегда создавались либо под определенный план развития, либо как закрепление уже существующих отношений между административно-территориальными единицами. Здесь, по факту, кооперация существует уже давно». Эксперт отмечает, что объединение позволит сократить управленческие издержки через создание единой администрации и консолидированного финансового фонда для решения общих задач. Но в настоящее время есть ряд правовых проблем: так, Бюджетный кодекс запрещает финансировать расходы одной территории из бюджета другой; отсутствует понятие межмуниципальной собственности. «Но самое главное — должны быть видны конкретные цели, под которые создается агломерация, четкий социально-экономический план, причем план реалистичный, а не несущий декларативный характер. Пока успешного опыта создания агломераций в России нет»,— добавил господин Миронов.