«„Номер два“ может быть эффективнее „номера один“»
Где искать идеи для бизнеса?
Роман Кузьмин, генеральный директор торговой площадки Molotok, специально для журнала «Секрет фирмы»
В основе концепций российских интернет-магазинов часто лежит некий зарубежный образец: Ozon.ru еще со времен первых основателей ориентировался на Amazon.com, KupiVip.ru — на французский Vente-privee.com и т. д. Электронная коммерция — молодой бизнес, который практически сразу стал космополитичным, а работа по проверенной схеме хороша тем, что можно просчитать ходы наперед и избежать многих ошибок. Именно поэтому «номер два» может быть даже эффективнее «номера один», потому что знает, какие трудности его будут подстерегать, и готовится к ним заранее. Однако это не значит, что интересные идеи надо обязательно черпать в крупных компаниях США или Западной Европы, иногда они могут подвернуться и у наших более близких соседей.
Molotok начал свою работу в 1999 году и долгое время оставался единственным крупным игроком на российском рынке. С того времени появилось достаточно много как больших, так и мелких его участников, но несмотря на это, Molotok по-прежнему остается крупнейшей российской торговой площадкой. А ведь у нас не американские или западноевропейские, а польские «корни» — одним из наших акционеров является польская компания AllegroGroup. Мы изначально развивались по схеме их сайта Allegro.pl, который сегодня является лидером на рынке электронной коммерции Польши.
Когда ты используешь готовую концепцию зарубежной компании или просто работаешь по франчайзингу, тебя могут подстерегать две основные проблемы: несоблюдение стандартов качества головной компании и то, что ты, наоборот, не учитываешь каких-то особенностей местного рынка. Необходимо четко понимать, что ты можешь заимствовать, а что—нет. В нашем случае основное различие между нами и Allegro.pl касалось конкурентной среды: в Польше она слабее, но несмотря на это, в чем-то польский рынок более цивилизованнее российского. Если посмотреть на структуру спроса в электронной коммерции, то в России наибольшее число покупок приходится на бытовую технику, электронику и одежду, а польские покупатели предпочитают приобретать в интернете товары для дома и сада, мебель и детские товары (причем не только детскую одежду, но и более крупногабаритные товары вроде колясок, велосипедов и пр.). Подобные предпочтения говорят о том, что в Польше отсутствуют проблемы с доставкой. Кроме того, большинство польских покупателей предпочитает оплачивать товары с помощью пластиковых карт, что значительно упрощает сам процесс покупки. Нам в этом плане пришлось намного сложнее, так как сервисы доставки и оплаты требуют больших ресурсов.
Тем не менее развитие рынков, а также психология потребителя в Польше и России во многом схожи, и сотрудничество с польской командой способствовало тому, что мы оперативно приняли несколько важных стратегических решений. Следуя примеру партнера, Molotok постепенно из «площадки для б/у товаров» превратился в «открытую торговую площадку», где продается и покупается все. Данные изменения позволили нам привлечь интернет-магазины с огромным ассортиментом, также мы начали развивать новые категории товаров, которые ранее не были представлены в интернете. Объем продаж за два года увеличился примерно на 40%.
Теоретически, мы могли прийти к этому решению и сами, не обращаясь к польским коллегам, но в этом случае мы рисковали упустить время, больше потратили бы на подготовку проекта и на его реализацию. Действуя в условиях сложившейся конкуренции, мы оперативно изменили дизайн сайта и создали сервисы для интернет-магазинов.
Сегодня мы по-прежнему тесно связаны с Польшей: наши специалисты постоянно летают в Познань на конференции, тренинги или просто обсуждения новых проектов. Последнее наиболее интересно: AllegroGroup работает в 17 странах, поэтому на такие встречи собирается много наших коллег из Восточной Европы, с ними интересно обмениваться опытом. Наш пример и пример многих других российских компаний показывает, что любые проекты в интернет-сфере могут успешно развиваться сразу в нескольких странах, будь то сайты по продаже билетов или торговые площадки. При этом очень часто компании из ближнего зарубежья, даже бывшего СССР, могут оказаться не менее креативны, чем их западные коллеги, а схема их бизнеса будет заведомо лучше адаптирована под российские реалии. Кроме того, выход на российский рынок для них может быть гораздо более значительным событием, чем для международных крупных компаний, и они с большим рвением будут работать на результат. Так что пора перестать ориентироваться только на западные «гламурные» истории и начать смотреть на мир шире.
Другие колонки Романа Кузьмина:
Как Россия будет жить без MasterCard и Visa // Призрак альтернативы