Авторынок ушел ниже нуля
Продажи автомобилей резко упали
Петербургский рынок впервые в этом году продемонстрировал существенное падение продаж — на 9%. Эксперты и участники рынка констатируют глубокий кризис автобизнеса и прогнозируют, что по итогам года в России и в Петербурге продажи новых автомобилей снизятся на 10%.
После четырех месяцев роста в мае петербургский авторынок упал на 9% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Автодилеры продали 15,3 тыс. новых автомобилей, что на 1,5 тыс. меньше, чем в мае 2013 года, подсчитали аналитики агентства "Auto-Dealer-СПб". Падение российского авторынка в прошлом месяце оказалось еще сильнее петербургского (-12% против -9%).
В январе — мае 2014 года в Петербурге было продано 78,9 тыс. автомобилей, что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.
По данным агентства "Auto-Dealer-СПб", лидеры в Петербурге прежние — Renault и VW. Впервые по итогам одного месяца в первой тройке оказалась Skoda. Lada второй раз подряд занимает четвертое место и постепенно выходит в плюс.
"В прошлом мае продажи также сократились более чем на 10 процентов. С одной стороны, причина падения — праздники, которые останавливают поток клиентов практически на две недели. С другой стороны, потребитель откладывает покупку автомобиля на более поздний период, причиной чему является геополитическая обстановка, повышение цен на авто и ожидание рынком новых мер стимулирования продаж", — рассуждает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
При этом продажи автомобилей премиум-сегмента традиционно в кризис чувствуют себя лучше других, по итогам мая они выросли на 10%. Падение по итогам пяти месяцев зафиксировано только у Audi, Cadillac, Chrysler и Dodge.
Генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев констатирует, что рынок находится в глубоком кризисе уже второй год. "Надо сказать, что первые месяцы года были относительно благополучными для рынка новых автомобилей, что было связано с проведенной девальвацией рубля и продолжившимся снижением под давлением геополитических факторов и бегства иностранных инвесторов. Именно в это время наблюдался всплеск активности клиентов банков: клиенты, наблюдая за движением национальной валюты, стремились как можно скорее совершить отложенные ранее крупные покупки", — говорит господин Раннев. Однако сейчас этот фактор себя исчерпал, и автомобильный рынок как в Петербурге, так и в России в целом вернулся к уже привычному спаду.
Директор по развитию группы "Аксель Моторс" Игорь Седов полагает, что реальное падение рынка еще существеннее, чем это отражено в статистике АЕБ. По его оценкам, российский рынок в мае упал на 15-20%. "Присутствует большое количество "желтых" машин, которые были выкуплены дилерами у импортеров и отражаются в статистике как проданные, но по факту еще находятся на складах", — говорит господин Седов. По его прогнозам, в июне дилеры будут стараться выполнить планы, чтобы получить бонусы от импортеров. После этого в июле и августе следует ожидать серьезное падение продаж. К концу года участники рынка прогнозируют падение продаж по России в целом и по Петербургу в частности на уровне 10%. Премиум-сегмент, в свою очередь, по итогам года может нарастить продажи на 5%.