Китайцы построят мост через Керченский пролив
Китайская China Communications Construction Company займется строительством моста между крымской Керчью и краснодарской Таманью. Собеседники "Коммерсантъ FM" рассказали, что инвестор готов проводить расчеты в рублях и брать на себя долгосрочные обязательства.
Мост через Керченский пролив готова построить китайская компания. Претендентов было несколько, но Москва начала переговоры с China Communications Construction Company. Об этом в ходе визита в Шанхай сообщил глава "Автодора" Сергей Кельбах. По его словам, китайские инженеры уже посетили Керчь, и 18 июня CCC-Company представила свои предложения российской делегации во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Китайский инвестор предлагает два варианта проекта: совмещенный авто- и железнодорожный мост или тоннель. Технические параметры еще будут обсуждаться, но китайская сторона уже выразила готовность проводить расчеты в рублях, подтвердил глава "Автодора" Сергей Кельбах.
"Коллеги из Китая готовы за собой везти деньги, расчеты будут в рублях — расчет юань-рубль и взаиморасчеты на территории РФ в рублях. То есть не надо нам валютные риски считать, мы сразу рассчитываем рублевую корзину, и они готовы брать на себя долгосрочные обязательства, готовы работать в консорциуме с российскими компаниями, в том числе и на этапе эксплуатации", — сказал Кельбах.
В марте этого года Владимир Путин поручил правительству в течение ближайших четырех лет обеспечить автомобильное и железнодорожное сообщение между крымской Керчью и краснодарской Таманью. Сейчас из одного пункта в другой можно попасть только на пароме, 90 км — за полтора часа. Если будет построен мост, расстояние сократится более чем в три раза. Возвести предстоит не только переправу, но и подъезды к ней в Крыму и Краснодарском крае, сообщила корреспондент "Коммерсант FM" в Шанхае Яна Лубнина.
"На крымской стороне нужно построить 17 км железной дороги и около десяти — автомобильной. Рядом с Таманью придется прокладывать 40 км рельсов и автодорог, в сумме это будет стоить государству 280 млрд руб., порядка 80 млрд из них стоит привлечь, считают в ведомстве. Мост через Керченский пролив оказался одной из ключевых тем, которая обсуждалась в Шанхае. В среду здесь открылась выставка Transport Logistic China, она и стала основной площадкой для переговоров с местными инвесторами. Кстати, кроме уже упомянутой компании CCC, Россия хочет работать с CRVC — это предприятие фокусируется на железных дорогах. Компания планирует также подписать меморандум о сотрудничестве с Россией", — рассказала Лубнина.
China Communications Construction Company принадлежит государству и занимается строительством транспортной инфраструктуры в Китае и за его пределами. В 2005 году CCC-Company завершила строительство автомобильного моста через залив Ханчжоувань в Восточно-Китайском море. 32-километровый мост связывает пригород Шанхая с городом Нинбо на островной территории Китая. Там расположен крупнейший морской порт. На строительство этого транспортного сооружения ушло три года и около 3 млрд юаней (примерно 17 млрд руб.). В 2011 году был завершен еще более масштабный проект — мост через залив Цзяочжоу протяженностью около 40 км. Восьмиполосная трасса стала самой длинной трансокеанской переправой в мире. Его стоимость более 14 млрд юаней. Сейчас компания возводит мост между Макао и Гонконгом. Он побьет существующий рекорд: его протяженность составит 58 км. Компания вела строительство инфраструктурных объектов в Малайзии, Индонезии, Пакистане, Эфиопии, Таджикистане, Узбекистане. Согласно годовому отчету, в 2013 году выручка компании составила $53,8 млрд, валовая прибыль — $5,5 млрд. Портфель заказов составляет $119,8 млрд, из них $88,1 млрд — контракты, заключенные в 2013 году.
В ходе переговоров в Шанхае китайские инвесторы заявили, что готовы вкладывать деньги и в другие инфраструктурные проекты в России. Например, в Центральную кольцевую автодорогу в Подмосковье. Министр транспорта России Максим Соколов подтвердил, что это предложение будет рассмотрено.