Джазовый композитор и пианист Хорас Сильвер (настоящее имя — Хорас Уорд Мартин Таварес Силва) скончался в возрасте 85 лет «от естественных причин».
На фото: Хорейс Сильвер
Фото: Dimitri Savitski
Его звезда взошла в 1950–1960-е годы, когда в моду вошел стиль хард-боп — смешение бибопа, кул-джаза, госпела и блюза, свойственное джазовым экспериментаторам с Восточного побережья США. Крестным отцом Хораса Сильвера в музыке стал Стэн Гетц, пригласивший его группу поехать вместе в турне, а впоследствии записавший несколько пьес авторства Сильвера. Именно переехав из родного Коннектикута в Нью-Йорк, саксофонист Хорас Сильвер стал развивать свои таланты как пианиста и влился в компанию музыкантов, объединенных вокруг клуба Birdland и рекорд-лейбла Blue Note. Его нью-йоркская карьера началась в 1951 году с еженедельных джемов в Birdland, где он сформировал собственную группу с легендарным Артом Блейки за барабанами. В 1956 году Хорас Сильвер собрал собственный квинтет.
Начиная с середины 1950-х Хорас Сильвер на эксклюзивных началах работал как сессионный музыкант в студии Blue Note, пользуясь самыми широкими привилегиями, которые дал ему глава компании Альфред Лайон. Ресурсы студии позволили Хорасу Сильверу экспериментировать и исследовать новые возможности джаза. Комбинируя мотивы ритм-энд-блюза и госпела с традиционными джазовыми формами, Хорас Сильвер заложил основы стиля хард-боп. Одна из пьес, в которых лучше всего проявились его новаторские искания, «The Preacher», мгновенно вошла в классику джаза. Для стиля фортепианной игры Хорейса Сильвера были характерны неожиданные смены манеры в рамках одного произведения — от нервного и даже агрессивного исполнения к мелодичным комфортным частям, и все в пределах одного произведения. Среди тех, кто оценил таланты пианиста, был Майлз Дэвис, на альбомах которого нередко можно слышать партии Сильвера.
Свой самый известный альбом пианист записал в составе «Квинтета Хораса Сильвера» в 1965 году. Он назывался «Song for My Father». Фотография отца Хораса Сильвера, португальца с Кабо-Верде Джона Тавареса Силвы, была размещена на обложке диска. «Song for My Father» вошел во все джазовые хрестоматии как вершина творчества музыканта и одна из самых ярких записей хард-бопа. Заглавная композиция альбома признана величайшим джазовым стандартом. На основе ее басовой темы Steely Dan сочинили свой главный хит «Rikki Don`t Lose That Number», Earth, Wind and Fire — песню «Clover», а Стиви Уандер использовал духовую тему «Song for My Father» в песне «Don`t You Worry `bout a Thing». Также «Song for My Father» вошла целиком или в виде фрагментов в репертуар таких разных исполнителей, как Джордж Бенсон, Ди Ди Бриджуотер, Виктор Вутен, Us3 и Мадлиб. Таким образом, хард-боп Хораса Сильвера повлиял еще и на поп-музыку, вошел, можно сказать, в ее плоть и кровь.
Сотрудничество Хораса Сильвера с Blue Note закончилось в начале 1980-х. Еще много лет он продолжал издавать музыку, отличавшуюся иронией и изобретательностью. Например, в 1991 году он выпустил альбом «Rockin` with Rachmaninoff», вдохновленный воображаемой встречей Дюка Эллингтона и Сергея Рахманинова со всеми классиками джаза. Изначально он задумывался как мюзикл, но остался в итоге только в виде CD. А в 1998 году Хорас Сильвер издал последний студийный диск в своей карьере, его название говорит само за себя — «У джаза есть чувство юмора».