Русский как очень странный
Пятая часть выпускников не справились с государственным экзаменом
Как показали результаты ЕГЭ, пятая часть российских школьников не обладают элементарными знаниями по русскому языку. Вчера ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что 20% выпускников не смогли набрать даже минимальный проходной балл по этому предмету, из-за чего Рособрнадзору пришлось существенно снизить требования к оценкам, необходимым для получения аттестата о среднем образовании. Впрочем, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов уже предупредил, что не планирует в связи с этим делать поблажек поступающим в вузы.
Почти 20% выпускников школ в этом году могли остаться без аттестата о среднем образовании, если бы Рособрнадзор не принял решение снизить минимальную планку ЕГЭ по русскому языку. "Я присутствовал при обсуждении минимального балла по русскому языку, и это определялось статистикой,— рассказал ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.— Я видел график, там было около 20%, а то и больше двоек по русскому языку. Конечно, была возможность пересдачи, но прогнозировалось, что такой процент двоек не должен быть".
Напомним, что в этом году экзаменационная кампания проходила с повышенными мерами безопасности: в каждой аудитории были установлены видеокамеры, а задания доставлялись фельдъегерской связью. В результате не было зафиксировано серьезных нарушений, а замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что "в некоторых регионах экзамен впервые прошел объективно" (см. "Ъ" от 18 июня).
Чтобы получить аттестат, школьник должен успешно сдать экзамены по русскому языку и математике: получить минимум 36 и 24 балла соответственно. И министр Дмитрий Ливанов, и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов неоднократно подчеркивали, что получить такую оценку для школьника не составит труда, так как для этого необходимо решить "элементарные задания". Но в итоге Рособрнадзор снизил и без того невысокий порог: с 24 до 20 баллов — по математике и с 36 до 24 баллов — по русскому языку. "Мы думаем, что после этого без аттестатов останется около 1,5% школьников, как и в прежние годы",— заявил господин Кравцов.
Вчера министр Дмитрий Ливанов предупредил, что снижение пороговых значений произошло только для того, чтобы школьники могли получить аттестаты. По его словам, образовательное ведомство не планирует снижать проходные баллы для поступления в вузы. "В этой части никаких изменений не произойдет, и опасения, что в вузы будут приходить абитуриенты, неподготовленные к обучению, необоснованны",— сказал министр.
По его словам, министерство никак не будет наказывать школы, учащиеся которых показали на экзамене низкие результаты. Более того, ведомство подготовило отдельные рекомендации для региональных властей, чтобы те не оценивали работу директоров и учителей по результатам ЕГЭ. "Единый госэкзамен был введен, чтобы оценивать индивидуальные успехи каждого конкретного ученика, а не школы, региона или учителя",— заявил господин Ливанов. Он признал, что из-за повышенных требований к учителям, преподавание в 10-11 классах зачастую сводится к "натаскиванию" перед экзаменами. "Я знаю случаи, когда премиальные выплаты учителя напрямую зависят от результатов ЕГЭ учеников. Но задача школы в другом — сделать из ребенка достойного члена общества",— подчеркнул господин Ливанов.