"Если начнутся секторальные санкции, ситуация может существенно ухудшиться"
Прогноз по росту российской экономики на 2014 год в сентябре может быть скорректирован в сторону увеличения, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По его словам, вклад в динамику роста ВВП внесет контракт "Газпрома" на поставки газа в Китай, однако конкретных цифр не назвал. Генеральный директор управляющей компании "Глобал Капитал" Алексей Поленов ответил на вопросы ведущих "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой и Максима Митченкова.
На данный момент прогноз Минэкономразвития по росту российского ВВП на текущий год по консервативному сценарию составляет 0,5%. По оценке экспертов Центробанка, показатель составит 0,4 %.
Н.Ж.: Как вы считаете, на чем основаны данные, которые озвучил господин Улюкаев, что в лучшую сторону может быть изменен прогноз? Только ли Китай здесь?
А.П.: Я думаю, его прогноз основан на неких экономических ожиданиях, исходящих из самого факта заключения контракта. Но экономика устроена таким образом, что реальный рост начнется после того, как начнут приходить деньги, которые пойдут на реализацию данного проекта, а перед реализацией надо выполнить массу разнообразных мероприятий: изыскать все работы, проектировать и так далее. Лишь после этого средства по реализации поставки газа в Китай начнут работать в качестве инициатора экономического мультипликатора, который в конечном счете приведет к заметному росту ВВП страны.
Н.Ж.: Это о каких сроках идет речь?
А.П.: Реализация проекта должна состояться в 2020 году, и я не думаю, что в текущем году данный проект окажет какое-либо значительное влияние на экономику России.
М.М.: Но были же уже официальные договоренности о предоплате в 25 млрд со стороны Китая.
А.П.: Да, а когда данные деньги начнут поступать, мне неизвестно, видимо, не сразу. И деньги, они не просто должны быть зачислены на счета, они должны начать каким-то образом работать в виде материальных затрат, выплаты зарплаты работникам и тому подобное.
М.М.: В принципе вы можете предположить, каким будет рост ВВП в текущем году с учетом нового сценария, с учетом нового заявления Алексея Улюкаева?
А.П.: Эти 0,5%, 0,7%, все цифры находятся в области статистической погрешности — это во-первых. Во-вторых, к большому сожалению, у нас совершенно непонятны возможности эскалации санкций со стороны Европы и США — это тоже очень большой вопрос. Если начнутся так называемые секторальные санкции, ситуация может существенно ухудшиться.
Н.Ж.: Какие именно санкции могут представлять наибольшую угрозу сейчас для российской экономики?
А.П.: Прежде всего, связанные с экспортом углеводородного сырья — это самый опасный момент. С другой стороны, конечно, эти вот конфликты в Ираке дают нам некую надежду, что на крайние меры Запад не пойдет в отношении России.
М.М.: Помимо контракта с Китаем многие эксперты предсказывают, что когда завершится конфликт на Украине, пойдут вверх цены на нефть, и это тоже же сыграет на руку России и на руку российскому ВВП, вы так не считаете?
А.П.: Я не думаю, что окончание украинского конфликта как-то существенно повлияет на цены на нефть.
М.М.: Это как один из факторов, там еще ситуация и Ираком, Ираном, много составляющих.
А.П.: С Ираном сейчас ситуация в обратную сторону идет, потому что в обозримом будущем будет подписан окончательный документ по урегулированию ядерной проблемы иранской, и страна начнет получать технологии и инвестиции. Так что Иран потенциально очень крупный игрок на рынке нефти и газа.
Н.Ж.: Когда можно предположительно делать более или менее точные прогнозы по росту российской экономики, это ближе к осени произойдет?
А.П.: Да, по всей видимости, когда разрешится конфликт с Украиной, который потенциально может угрожать нам неприятностями относительно санкций — это во-первых. Во-вторых, как мне кажется, еще очень многое будет зависеть от темпов развития европейской экономики — пока нашего главного потребителя.