"Как человеку Порошенко верить нельзя"
Президенты России и Украины возобновили диалог
Владимир Путин и Петр Порошенко провели телефонный разговор, второй за последние трое суток. Украинский лидер представил детали своего мирного плана. Порошенко заявил о необходимости освободить заложников на востоке страны. Кроме того, он отметил, что на границе двух стран необходим эффективный контроль. Украинский публицист и политолог Юрий Городненко ответил на вопросы ведущих "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова и Натальи Ждановой.
Свой план урегулирования на востоке Петр Порошенко представил в четверг, 19 июня. В нем 14 пунктов. В частности, президент собирается лишить себя права назначать глав областных и районных администраций, на востоке должны пройти досрочные выборы. Вместе с тем на переговоры с ополченцами Порошенко не согласен, в Киеве их по-прежнему считают террористами.
М.М.: Порошенко уже не раз говорит про мирное урегулирование этого вопроса, уже делает какие-то шаги, но получается, что ситуация там только усугубляется, и идет, наоборот, только наступление. Как дальше будет развиваться эта ситуация, почему распоряжения Порошенко не выполняются?
Ю.Г.: Лично я, кроме слов, ничего, никаких действий со стороны Порошенко не вижу. Кроме того, все рассказы о том, что якобы Порошенко может не контролировать ситуацию на юго-востоке, абсолютно абсурдны. Почему — потому что Порошенко человек достаточно властный, и за те дни, когда он президент, если бы он хотел, он поставил бы под контроль не только руководителей тех силовых ведомств, которые участвуют в этой карательной операции, но и каждого бойца поставил бы лично под свой контроль.
Н.Ж.: То есть, слова расходятся с делом абсолютно, и вот сообщения, которые приходили сегодня, о чем сегодня пишут газеты, что украинская армия приступила к активным боевым действиям, пытаясь взять в окружение основные группировки повстанцев?
Ю.Г.: Как человеку Порошенко верить нельзя. Он предавал практически всех, с кем сотрудничал в годы своей политической деятельности до президентства, поэтому наивно считать, что он якобы будет честно вести себя по отношению к России, по отношению к Владимиру Путину.
Н.Ж.: Да, Юрий Витальевич, вот в связи с этим, второй телефонный разговор за эту неделю у Путина с Порошенко, что, уровень доверия все-таки растет?
Ю.Г.: Во-первых, мы не знаем содержания этих разговоров. По моему мнению, скорее всего, они идут в таком формате: Путин ставит в известность Порошенко, что если карательная операция будет продолжаться, то Россия будет предпринимать более серьезные шаги, не только демонстрацию, скажем, своего военного присутствия возле украинской границы и не только гуманитарную помощь беженцам, но и более серьезные будут шаги.
Н.Ж.: А что вы имеете в виду под более серьезными шагами? Сообщается, что действительно группировка российских войск у украинской границы вновь увеличивается.
Ю.Г.: Вот видите. То есть это первый шаг — демонстрация все-таки своего военного присутствия, что Россия не намерена отводить свои войска, что она не намерена мириться с тем, что вдоль ее границ идут военные действия. Я думаю, если действия карательные будут продолжаться в том же духе, то Россия вполне может поставить и более тяжелое вооружение.
М.М.: Да, Юрий Витальевич, то есть получается, что этот диалог идет чисто в таком ультимативном плане, никаких договоренностей не получается?
Ю.Г.: Они думают, что Путин ставит ультиматумы, а он скорее прямо откровенно высказывает свою точку зрения и свои намерения.
Н.Ж.: А как, по-вашему, дальше будет развиваться ситуация на юго-востоке, если ни одна из сторон свои обещания не выполняет?
Ю.Г.: Это сложно предугадать, все зависит от политики Вашингтона, мы же прекрасно понимаем, что Порошенко несамостоятелен в своих действиях, поэтому от того, насколько Вашингтон собирается и дальше проводить свою политику на постсоветском пространстве, будет зависеть и дальнейший исход событий на юго-востоке.
М.М.: А что касается мирного плана Порошенко, там хоть что-то из этого будет выполняться и в каких условиях? Просто нам многие эксперты говорили в эфире, что существует некая партия войны, как они это называли, имея в виду того же Яценюка, того же Турчинова и всех последователей Юлии Тимошенко, которые не хотят прекращать эту войну.
Ю.Г.: Это полное заблуждение, что якобы в украинском правительстве существует партия войны. Партией войны является практически вся украинская власть и надо бы помнить то, что все украинские политики полностью зависимы от Запада, их счета там находятся, как они могут не зависеть от запада? Поэтому говорить о наличии какой-то партии мира или партии войны бессмысленно. Если говорить конкретно о плане, то как может считаться план мирного урегулирования, если представителям юго-востока отказано в праве даже участвовать в мирных переговорах?