Санкционный смотритель
Московский кинофестиваль открылся не благодаря, а вопреки
На прошлой неделе в кинотеатре "Пушкинский" состоялась церемония открытия 36-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ), за которой последовала традиционная вечеринка в Нескучном саду. Несмотря на то что развлекательная программа after party была составлена из выступлений зарубежных артистов, церемония была проникнута патриотическим пафосом, мастерски нагнетаемым президентом фестиваля Никитой Михалковым, который произносил слово "санкции" при каждом удобном случае.
Звезды отечественного экрана, особенно молодые и яркие, перед выходом на ковровую дорожку фестиваля буквально дрожали, в том числе от ужаса: за несколько дней до церемонии установилась холодная и дождливая погода. Однако у господина Михалкова с погодой какие-то особенные отношения. Не так давно журнал The Hollywood Reporter, соучредителем которого режиссер является, открывал уличную фотовыставку. Весь день шел дождь, но в тот момент, когда господин Михалков, вооруженный зонтом-тростью, вышел из машины, тучи разошлись, а ленточка была перерезана под яркими лучами солнца. То же самое произошло и с кинофестивалем: актрисы Виктория Исакова, Анна Чиповская и Светлана Устинова с успехом продемонстрировали голые плечи и струящиеся подолы. На многих зрителей произвел неизгладимое впечатление наряд депутата Госдумы и молодой мамы Марии Кожевниковой: подол ее бледно-розового платья был оторочен шоколадного цвета перьями страуса, которые на ветру были слишком похожи на паучьи лапки.
Коллега госпожи Кожевниковой по законодательной деятельности Владимир Жириновский тоже не затерялся в толпе кинозвезд. Во-первых, он прибыл, окруженный собственной небольшой толпой-свитой, состоявшей из благообразных молодых мужчин, во-вторых, привлекал внимание его сложно повязанный галстук, расшитый черным стеклярусом, будто бы господин Жириновский одолжил его у модельера Вячеслава Зайцева. В остальном никаких стилистических сюрпризов не было: те, кто обычно прекрасно одевается, и те, кто традиционно одет безвкусно, остались на этой красной дорожке при своих.
Пара, отвечающая за голливудские стандарты стиля на отечественных фестивалях, а именно Федор и Светлана Бондарчук, в этот раз отсутствовала, зато по-прежнему парой встречали гостей Никита и Татьяна Михалковы. Перед тем как пройти в зал, они успели поцеловать и обнять в четыре руки бизнесмена Сергея Пластинина с дочерью Кирой, вице-спикера Госдумы Александра Жукова, кинопродюсера Александра Роднянского, председателя совета директоров "Амедиа ТВ" Александра Шенкмана, гендиректора СТС Вячеслава Муругова, который в этот вечер сопровождал гендиректора "СТС Медиа" Юлиану Слащеву, режиссера Клода Лелуша, владельца кинокомпании DreamTeam Марка Лоло с супругой Юлией, режиссера Владимира Наумова и всех членов фестивального жюри во главе с режиссером Глебом Панфиловым.
Когда собравшихся наконец смогли усадить по местам, на сцене появился глава Минкульта Владимир Мединский, ранее на красной дорожке не замеченный. "Я начну с официальной телеграммы от президента Владимира Путина: "Поздравляю вас с открытием..." — тут господин Мединский сделал паузу, но все-таки продолжил: — Извините, длинная сложная римская цифра: "...с открытием 36-го Московского международного кинофестиваля"". Дочитав телеграмму, господин Мединский произнес несколько слов от себя лично, в частности поблагодарил "команду Михалкова" за все 36 фестивалей: "Надеюсь, что по итогам этого киносмотра в нашей жизни появится больше любви и все мы станем добрее".
Когда настал момент официально объявить господина Панфилова в качестве главы жюри и надеть на него полагающуюся золотую цепь, на сцену поднялся господин Михалков: "Знаете, сложно было в этом году: санкции. Я там кого-то приглашал из артистов, режиссеров — многие боятся ехать! Говорят, мы в другой раз. А фестиваль живет тем не менее. Хотя санкции ведь не фестиваля касались, а всей страны. Но знаете, может, оно и к лучшему, эти два слова "наказать Россию" возбуждают такое азартное желание ответить: "Да мы сами с усами!" Наступил хороший момент для того, чтобы больше внимания обратить на самих себя". Надевая на господина Панфилова цепь, господин Михалков не удержался и еще раз ввернул: "Цепь и призы нам изготовил ювелирный дом Vertutti, который не побоялся с нами работать, несмотря на санкции!"
Следующим героем вечера стал член Совета федерации Вячеслав Фетисов, который вместе с режиссером-документалистом Гейбом Польски представил фильм Red Army о советском хоккее. Причем господин Польски из уважения к публике говорил по-русски, явно лишившись при этом красноречия, тогда как господин Фетисов, напротив, расцвечивал свою речь англицизмами: "Роль moviestar буквально перевернула мое сознание во время Каннского фестиваля, где мы представляли эту картину: красная дорожка, интервью по многу часов". "Мне было интересно, что хочет сказать этот американский парень, а оказалось, его лента о том, как в такой закрытой стране, как Советский Союз, смог родиться самый свободный стиль игры,— продолжил сенатор.— Когда со всех сторон такая репрессия нашей страны, появление такого фильма очень важно!" Тут гостей отпустили на перерыв перед началом кинопросмотра, с которого многие, как это обычно бывает, не вернулись.