Интеграция с восточным уклоном

Китайское предупреждение

Страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай, становятся сейчас наиболее перспективным рынком сбыта российской продукции. Долгосрочные контракты с этими государствами в области ТЭКа имеют огромное значение для бюджета РФ.

Фото: РИА НОВОСТИ

За минувшие 12 месяцев две крупнейшие российские компании, "Газпром" и "Роснефть", заключили с Китаем контракты о поставке углеводородов на общую сумму более $670 млрд. Эти соглашения предполагают долгосрочное — пока обозначена 30-летняя перспектива — сотрудничество с китайскими партнерами. Однако судя по многочисленным заявлениям обеих сторон, эти контракты только отправная точка для российских компаний в их взаимодействии с рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

На "нефтяном" направлении активная работа с китайскими инвесторами ведется уже несколько лет, и основным представителем интересов России выступает НК "Роснефть". Компания выбрала стратегию интегрального подхода, заявив о своей готовности рассмотреть совместную работу по всей технологической цепочке: в добыче, инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов. Примером тому является сотрудничество "Роснефти" с китайской государственной компанией CNPC.

Между CNPC и "Роснефтью" уже действуют крупные контракты по поставке сырья в Китай. Первый из них — о поставках ежегодно 15 млн тонн нефти в течение 20 лет — "Роснефть", "Транснефть" и CNPC заключили еще в 2009 году. Согласно условиям договора, китайская сторона предоставила российским компаниям кредит в размере $25 млрд (из них $15 млрд — для "Роснефти"), который будет гаситься поставками сырья. Второй контракт — о поставках 360 млн тонн нефти в течение 25 лет в Китай — "Роснефть" и CNPC подписали в июне 2013 года. За этот объем сырья CNPC заплатит российской компании $270 млрд, при этом предоплата (фактически кредит "Роснефти") составляет около $67 млрд. Эти деньги, как сообщает в своих отчетах крупнейшая нефтяная компания РФ, будут направлены на дальнейшее развитие и реализацию стратегических проектов. Кроме того, "Роснефть" подписала соглашение с китайской Sinopec о поставке 100 млн тонн нефти в течение десяти лет.

Однако этим сотрудничество "Роснефти" с ее китайскими партнерами не ограничивается. Ряд крупных проектов с CNPC может быть реализован в ближайшие несколько лет. В 2010 году в рамках СП "Восток Нефтехимия" (49% — у "Роснефти", 51% — у CNPC) было подписано соглашение о строительстве НПЗ в Тяньцзине. Инвестиции в проект оценивались в $5 млрд. Тогда планировалось, что завод будет перерабатывать 13 млн тонн нефти в год, сейчас предполагаемая мощность составляет 16 млн тонн.

Следует также отметить, что CNPC постепенно увеличивает свое присутствие в России. В прошлом году компания заключила с "Роснефтью" соглашение о совместной разработке месторождений в Восточной Сибири. Кроме того, CNPC сейчас рассматривает ряд предложений "Роснефти", касающихся добычи на арктическом шельфе, а также возможность вхождения в проект "Восточная нефтехимическая компания" (ВНХК), стоимость которого оценивается в 1,3 трлн руб. "С точки зрения стратегического партнерства мы бы приветствовали вхождение китайских партнеров",— заявлял ранее глава "Роснефти" Игорь Сечин.

Разговор о смене вектора поставок российских углеводородов разгорелся с новой силой в связи с заключением газового контракта с Китаем и принятием в конце прошлого года закона о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ), который позволит "Роснефти" экспортировать сжиженный газ. Оба события означают, что и компании ТЭКа, и правительство страны заинтересованы в переориентации на рынок стран АТР, в которых стабильно растет спрос на энергоносители.

По прогнозам крупнейших мировых компаний, к 2030 году потребление газа в АТР может увеличиться более чем вдвое. Согласно прогнозу Shell — компании, активно разрабатывающей технологии производства СПГ, к 2020 году спрос на сжиженный газ в странах АТР вырастет вдвое по сравнению с уровнем 2013 года. Мировое же удвоение спроса на углеводородное топливо, по той же оценке Shell, произойдет лишь к 2050 году.

Еще одной причиной, по которой рынок стран АТР всегда находится под пристальным вниманием инвесторов, являются относительно высокие цены сбыта (в сравнении с ценами на поставки в Европу). В течение 2012 года разница в ценах на сжиженный природный газ между Европой и Азией составляла $150-350 за 1 тыс. кубометров. Разумеется, экспорт СПГ из США и Канады может снизить цены в АТР, приблизив их к европейским, но пока явных предпосылок к этому не наблюдается и ситуация на региональном рынке остается относительно стабильной. Неудивительно, что российские компании, в частности "Роснефть", пытаются занять место на азиатском газовом рынке. Пока производство СПГ в стране ведется только в рамках проекта "Сахалин-2", оператор которого компания Sakhalin Energy на 51% принадлежит российской газовой монополии "Газпром". Однако "Роснефть" ведет активную работу по реализации проекта "Дальневосточный СПГ" — строительство завода мощностью 5 млн тонн, который будет получать газ с месторождений, разрабатываемых в рамках проекта "Сахалин-1".

Проект "Сахалин-1" реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Доля его оператора ExxonMobil 30%, у "Роснефти", японского консорциума Sodeco и индийской ONGC — по 20%. В рамках проекта разрабатываются месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Запасы газа на них составляют 485 млрд кубометров, но пока газ в основном закачивается в пласт. В 2013 году добыча газа составила 10 млрд кубометров, и в основном он шел на внутреннее потребление на Сахалине и в Хабаровском крае.

Реализовывать проект СПГ-завода "Роснефть" собирается со своим давним американским партнером ExxonMobil. Однако вполне вероятно, что еще одним участником проекта станет японская компания. С таким предложением глава "Роснефти" Игорь Сечин выступил в марте на Российско-японском инвестиционном форуме. Напомним также, что именно с японской Marubeni "Роснефть" подписала предварительное соглашение о долгосрочных поставках СПГ в объеме 1,25 млн тонн ежегодно, начиная с 2019 года.

Помимо вхождения в "Дальневосточный СПГ" японским инвесторам предлагается участие в таких проектах, как ВНХК и судостроительный кластер на Дальнем Востоке. Отметим, что "Роснефть" и японские компании уже заключили ряд соглашений о совместной реализации крупных проектов на территории России. INPEX, например, станет партнером "Роснефти" при освоении лицензионных участков Магадан-2 и Магадан-3 в Охотском море, суммарные извлекаемые ресурсы которых составляют 1,577 млрд тонн.

За последние два года "Роснефть" осуществила настоящий прорыв на восточном направлении: ей удалось наладить партнерские отношения со многими компаниями из стран АТР, подписать с ними соглашения по самому широкому кругу вопросов: от поставок углеводородов до строительства флота для освоения шельфа. Такое масштабное взаимодействие с азиатскими государствами беспрецедентно. Единственный подобный проект российские компании пытались осуществить в прошлом десятилетии в Европе. Речь идет о проекте "альтернативной интеграции", предусматривавшем энергетический альянс Москвы и Берлина. Однако этот проект так и не был реализован.

По мнению ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Исаева, расширение сотрудничества российских компаний с азиатскими инвесторами и партнерами приведет не только к расширению российского присутствия в АТР, но и к освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока, в частности ресурсной базы этих регионов. Эксперт отмечает, что именно крупные проекты, будь то Транссиб или магистральный нефтепровод Восточная Сибирь--Тихий океан, стали локомотивами их развития. "На текущем этапе сотрудничества с азиатскими компаниями "Роснефть", безусловно, является первопроходцем, заключив первый многомиллиардный контракт с Китаем о поставках сырья",— заявил господин Исаев.

Ольга Сологубова

Вся лента