Россия и EC сбрасывают грузы

Воздушные грузоперевозки могут остановиться

Минтранс РФ и Еврокомиссия не смогли договориться о новых правилах авиабезопасности для перевозки грузов. Это грозит полной остановкой грузопотока и почты в Европу уже с 1 июля. Минтранс хочет попросить Брюссель отсрочить введение правил или остановить грузовой авиатранзит через Россию для ЕС.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Замминистра транспорта Валерий Окулов провел совещание по введению с 1 июля регламента ЕС по авиабезопасности для грузоперевозок. Через неделю выгружать грузы в ЕС смогут лишь компании, получившие статус "перевозчика из третьих стран". Для этого нужно согласовать с Брюсселем программу мер безопасности для грузов и почты, а валидатор из ЕС должен проверить аэропорты отправки грузов на соответствие требованиям. Они должны дать детальную информацию об инфраструктуре и системах охраны. По данным "Ъ", услуги валидатора стоят более €200 тыс. Минтранс сохраняет жесткую позицию в отношении регламента. "Россия не намерена проводить дополнительные проверки или предоставлять закрытую информацию, аэропорты и перевозчики регулярно проходят проверки в ICAO и IOSA, которых достаточно",— говорит один из собеседников "Ъ". Но в текущей ситуации Минтранс решил попросить у ЕС отсрочки на время переговоров.

За это время Москва хочет добиться от ЕС включения России в "зеленый список" — соглашение об авиабезопасности, позволяющее перевозчикам получить статус и летать в ЕС без дополнительных проверок.

Еще зимой Россия направляла в ЕС письмо, предлагая подписать документ на основе протокола о сотрудничестве России и США в области авиабезопасности. Речь идет об обмене данными об угрозах безопасности, периодических оценках безопасности аэропортов и разработке совместных мер, но ответа не последовало, рассказал один из источников "Ъ". Теперь Москва, по его словам, грозится закрыть доступ европейским перевозчикам, летящим транзитом через Россию или выгружающим здесь грузы.

В Минтрансе добавили, что для консультаций Россия пригласила главу директората Еврокомиссии по воздушному транспорту Мэттью Болдуина. Источники "Ъ" говорят, что встреча состоится до конца июня. В ЕК "Ъ" лишь сообщили, что ведут "переговоры технического характера с третьими странами, в том числе с Россией", не раскрыв подробностей. "Перевозчикам, не успевшим пройти валидацию по объективным причинам, придется просить отсрочку у властей государства, к которому тот прикреплен",— добавили в ЕК. Каждая иностранная авиакомпания "прикреплена" к какому-либо государству ЕС, авиавласти которой осуществляют в отношении ее контрольные функции (сам ЕС, не являясь государством, таких возможностей не имеет).

Но сдвинуть сроки валидации пока удалось только грузовой компании "Атран" (входит в группу "Волга-Днепр"). "Власти Швеции пошли навстречу, продлив сроки на полгода",— сообщил "Ъ" один из источников в материнской компании. Документы на валидацию отправила только "ЮТэйр", чем вызвала недовольство российских авиавластей, рассчитывавших на "согласованную позицию", рассказали "Ъ" участники совещания. Пресс-служба компании на запрос "Ъ" не ответила. Источник в "Волга-Днепре" говорит, что компании группы "предпринимают все от них зависящее" для продолжения работы после 1 июля. "Если ЕС пойдет на крайние меры, есть риск полной остановки бизнеса на одном из ключевых рынков, приносящих основную выручку",— говорит источник "Ъ" в "Волга-Днепре". Компания не публикует финансовые результаты, но в 2012 году ее вице-президент Сергей Шкляник оценивал выручку в $1,8 млрд. В "Аэрофлоте" на запрос "Ъ" не ответили, в "Трансаэро" и "Сибири" (работает под брендом S7) отказались от комментариев. Из-за остановки транзита убытки могут понести и аэропорты, выручку от технической посадки источник "Ъ" оценил в $20 тыс. В Шереметьево и Внуково пояснили, что выполнят решения авиавластей России, в Домодедово отказались от комментариев.

Старший юрист-аналитик адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева поясняет, что ЕС имеет право требовать выполнения своего регламента, даже несмотря на проверки ICAO и прочих организаций. Выходом могло бы стать проведение переговоров с каждой страной ЕС в отдельности, но очевидно, что на это уже нет времени. По мнению юриста, логичным шагом была бы отсрочка, чтобы стороны успели заключить межправсоглашения, а авиакомпаниям больше не пришлось бы просить аэропорты предоставлять закрытую информацию.

Елизавета Кузнецова

Вся лента