Пассажиров высаживают из плацкарта
Его заменят на двухэтажные купе
Как стало известно "Ъ", Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО РЖД собирается перейти от закупки наиболее популярных плацкартных вагонов к двухэтажным купе. Это приведет к подорожанию билетов: по оценке ФПК, билеты в "двухэтажки" будут дороже плацкартных примерно на 20-30%. Сам плацкарт лишится господдержки, и к 2020 году количество таких вагонов сократится вдвое. Но для замены парка будет нужна поддержка государства: по данным "Ъ", Минпромторг уже подготовил механизм закупки через лизинговые компании.
О том, что ФПК (дочерняя компания ОАО РЖД по перевозке пассажиров в дальнем следовании) хочет перейти от закупки плацкартных вагонов к двухэтажным купе и обратилась по этому поводу в Минпромторг, "Ъ" рассказали несколько источников на рынке. Глава ФПК Михаил Акулов подтвердил "Ъ" это, пояснив, что оператор просил министерство отнести двухэтажные вагоны к регулируемому сегменту (сейчас регулируются плацкарт и общие вагоны) и сменить субсидирование перевозок в плацкартных вагонах на господдержку двухэтажных.
Господин Акулов не уточнил объем необходимых субсидий, не раскрыли его и в Минпромторге. Но глава ФПК пояснил, что в субсидии для компании заложены только операционные расходы, но не инвестиционные. При переходе на двухэтажные составы ФПК сможет изменить принципы субсидирования таким образом, чтобы получаемых сегодня в качестве субсидий 25 млрд руб. хватало и на обновление парка. "Мы написали, что готовы получить субсидию через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК)",— добавил Михаил Акулов.
Сейчас плацкарт наиболее популярен: в 2013 году на него пришлось 70% от 110,7 млн пассажиров дальнего следования. Тарифы в регулируемых перевозках ниже экономически обоснованного уровня: выручка ФПК в прошлом году в этом сегменте — 87 млрд руб., а расходы — 106 млрд руб., а в нерегулируемых перевозках — 88,1 млрд и 88,9 млрд руб. соответственно. Государство компенсирует ФПК расходы, но, например, в 2013 году в бюджете на это было заложено всего 13,2 млрд руб.— вдвое меньше, чем в 2012 году (во втором полугодии ФПК удалось получить еще 10 млрд руб.).
На 2014 год в бюджете заложено 27 млрд руб., но дальнейший объем госпомощи не определен, а Минфин предлагал прекратить дотацию дальних перевозок. ФПК сокращает закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона, из них 167 — плацкартных, а в этом собирается купить 295 (38 плацкартных). Всего в 2014-2016 годах ФПК купит лишь 88 плацкартных вагонов. Но старый парк выбывает быстрее: в этом году ФПК спишет 903 плацкартных вагона, а до 2020 года — 4,7 тыс. вагонов из 8,6 тыс. Всего в парке ФПК 22,1 тыс. вагонов.
О желании отказаться от плацкарта глава ОАО РЖД Владимир Якунин говорил еще прошлой осенью, альтернативой ему он назвал двухэтажные поезда. Тогда же ФПК запустила первый такой поезд между Москвой и Адлером, стоимость проезда в нем была на 30% ниже купе (минимальная цена — 3,2 тыс. руб.). Как уточнили "Ъ" в ФПК, такие тарифы действовали только до 16 апреля 2014 года, а затем были повышены из-за роста спроса в летний период. В этом году компания купит 50 двухэтажных купейных вагонов для направлений Москва--Петербург и Москва--Казань, еще 15, но с местами для сидения будут куплены в 2015 году для маршрута Москва--Воронеж. Если государство поддержит субсидирование двухэтажных купейных поездов, разница в цене билета с плацкартным вагоном будет 20-30%, заявили в ФПК.
По сведениям двух источников "Ъ", Минпромторг подготовил проект изменений в постановление правительства от 20 января, регулирующее субсидии для лизинговых компаний, дающих скидки на покупку "инновационных вагонов". В него, помимо грузовых, будут включены и "двухэтажки". Это подтвердил "Ъ" и глава департамента транспортного и специального машиностроения Александр Морозов, сославшись на поручение правительства. По его словам, двухэтажные вагоны согласованы с ОАО РЖД и Минтрансом как более эффективные: они дают снижение издержек до 30%. В обновленной версии проекта постановления ("Ъ" удалось ознакомиться с документом) говорится, что субсидии могут выделяться как лизинговым компаниям, так и покупателям вагонов. Их размер определен как "90% суммы затрат на уплату процентов по кредитам, полученным с 1 января 2013 года на покупку вагонов, либо направленных на рефинансирование кредита", но не более 0,9 от ставки рефинансирования ЦБ. Сейчас "двухэтажки" делает Тверской вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в "Трансмашхолдинг"), их стоимость ни в ФПК, ни в ТВСЗ "Ъ" не уточнили. По оценке главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, двухэтажный поезд стоит примерно в 1,5 раза дороже обычного — $2 млн. В ГТЛК заявили "Ъ", что готовы поддержать любое решение правительства, направленное на обновление подвижного состава через лизинговые схемы. Источники "Ъ" на рынке говорят, что ГТЛК может использовать схему, аналогичную программе лизинга дорожно-строительной техники в 2009 году. Тогда компания получила из бюджета взнос в уставный капитал, на который закупала технику и передавала ее в лизинг на льготных условиях.